Я уже касался темы стоимости телеправ на трансляции футбольных матчей в крупнейших европейских лигах. Сегодня речь о российской Премьер-лиге. В далеком 1995-м компания IMG заплатила за пятилетний контракт чуть менее $15 млн. Тогда это был прорыв. Сейчас такая цифра вызывает лишь улыбку. Как раз в этом году истекает договор Премьер-лиги с «НТВ-Плюс», по которому спутниковая компания заплатила $92 млн за четыре года.
Контракт замышлялся как эксклюзивный, но на арене возник один «простой болельщик», произнес знаменитую фразу «Мутко там что-то намутил», и в результате «Плюс» перестал быть эксклюзивным правообладателем. Телекомпания сохранила возможность показать все матчи чемпионата, но при этом один матч тура по своему усмотрению транслировал Первый канал, а канал «Спорт» показывал еще пару встреч из каждого тура. За что в результате заплатил деньги «НТВ-Плюс», честно говоря, осталось непонятным. Расчет на массовые закупки «тарелок» при наличии бесплатного всеобщего доступа к футболу на двух федеральных каналах сработать уже не мог. Получилось нечто вроде пресловутой «социальной ответственности».
Но сейчас договор заканчивается, и надо заключать новый. Сколько же клубы хотят теперь? Лучший управленец российского футбола, хозяин ЦСКА Евгений Гинер оптимальной считает сумму $150 млн. И не за 4-5 лет, а в год! Другие футбольные руководители называли и более крупные цифры. Откуда же эти расчеты? Футбольные руководители исходят из нескольких постулатов. Во-первых, если было $92 млн, то теперь должно быть больше. Просто потому, что год от года доходы должны расти. Во-вторых, мы, может быть, и не Англия с Испанией, но Россия в таблице коэффициентов УЕФА стабильно на 6-7-й позиции, а значит, и получать от телевидения лига должна соответственно. А то получается, что даже в Польше и Румынии клубы от ТВ в год получают в полтора-два раза больше нашего! И наконец, говорят о том, что в Европе доходы от телевидения составляют до трети всех доходов, а у нас это $1-2 млн в год, что даже для самых бедных клубов не покрывает и десяти процентов бюджета.
Но тут не грех бы вспомнить и о других статьях дохода: продаже атрибутики, продаже билетов на свои матчи, мерчандайзинге и рекламных проектах. Все эти доходные статьи приносят копейки, и даже прибыль от продажи билетов закрывает в бюджетах процентов пять. То есть клубы сами зарабатывать деньги не умеют, но хотят, чтобы телевидение платило им по западному стандарту.
Футбольные боссы забывают, что телевидение платит клубам деньги не за таблицу коэффициентов УЕФА. Это не награда за труды. Это плата за товар. Футбол — это рекламная площадь. Время в трансляциях выкупается рекламодателями, и они через футбол продвигают свои товары или услуги. Телевидение же назначает адекватную цену рекламного времени, ориентируясь на интерес аудитории. Так вот, возьмем и посмотрим, например, телерейтинги 2009 года. И там мы увидим, что самым смотрибельным матчем чемпионата России по футболу стал мартовский поединок между «Спартаком» и «Зенитом». Его рейтинг — всего 4,2%! И это 22-е место. Не среди всех передач, а среди спортивных трансляций! Самый хитовый матч Премьер-лиги занял лишь 22-е место, уступив не только финалу чемпионата мира по хоккею, не только пяти матчам наших клубов в Лиге чемпионов, но и пяти биатлонным гонкам! Единственным спортивным блюдом, которое пользовалось неизменным интересом массового телезрителя, были тоже футбольные матчи, но матчи сборной! Однако феномен сборной — это отдельная история. Всем памятны миллионные толпы после феерического выступления на Евро-2008, но даже такой успех нашего футбола не привел к росту интереса к внутреннему чемпионату — более того, посещаемость матчей снизилась! Потому что боление за сборную — это не столько интерес к футболу, сколько некий фактор национального единения. Футбол для массового патриотизма очень подходит.
А внутренний чемпионат последние четыре года устойчиво теряет аудиторию на трибунах — она упала за это время примерно с 13 500 до 12 500. В то же самое время сузилась телеаудитория. Среднее число зрителей, наблюдавших за центральными матчами тура, уменьшилось почти на треть. Число тех, кто смотрит наш футбол время от времени, сократилось на 15%. При этом львиная доля аудитории — это зрители общедоступных каналов. Не произошло существенного роста доли зрителей, следящих за матчами по интернету, — таковых лишь один из сорока. Примерно таков же процент граждан, предпочитающих коллективные просмотры в барах.
Но мы же помним, что за футбол платил «НТВ-Плюс». Что произошло с ним за эти четыре года? Число подписчиков постоянно меняется, но существенно оно не выросло и не превышает 700 000-800 000. Реально речь идет менее чем о 2% домовладений, что примерно в 30 раз меньше, чем в Англии! Да, специальный канал «Наш футбол» продвигается с помощью кабельных сетей и платформы «Триколор ТВ». И теоретически охватить платным телевидением уже сегодня можно каждый восьмой дом. Но если на Западе активная аудитория платных футбольных каналов составляет 2/4-3/4 подписчиков платного ТВ, то у нас футбол интересует примерно 8% этой аудитории!
Часто приходится слышать сравнения с Турцией, где годовые поступления лиги равны €270 млн. Но там только мобильные и интернет-операторы платят почти €40 млн за распространение футбольного контента! А в России эта статья дохода фактически отсутствует. В Турции пакет продан тремя частями трем разным компаниям, а у нас кроме «НТВ-Плюс» его и купить-то некому. Государственное телевидение таких денег платить не станет ни при каких условиях, а цифровое спортивное телевидение в структуре ВГТРК только начало развиваться. Но, что характерно, первый спутниковый канал сразу сделал ставку на Премьер-лигу… только английскую. Начальство объяснило это тем, что купить права на английский футбол оказалось дешевле! Не знаю, насколько это так, но качество продукта несомненно выше. И по игре, и по качеству картинки. Ведь на большинстве наших стадионов нет достаточного количества камер и оборудования, нет обученного персонала, плохое освещение. К тому же сами арены старые, поля похожи на болото, а трибуны пусты. Что вкупе с сомнительного качества игрой «несколько затрудняет» конкуренцию с англичанами.
Тем не менее дело идет к тому, что Премьер-лига получит прибавку. Напомню, следующий чемпионат в связи с переходом на систему «осень-весна» продлится рекордные и невиданные полтора года, и последствия, в том числе финансово-телевизионные, от этого перехода пока совершенно не просчитаны. То есть контракт будет тоже «тестовым», чтобы в 2012-м заключить уже новый длительный договор. Пока же речь идет, по некоторым данным, о $60 млн за полуторалетний турнир. В среднем $40 млн в год против $23 млн по старому контракту. При отсутствии высокого интереса к футболу и постоянном снижении этого интереса — отличная сделка!