К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как футбольная Европа зарабатывает на телевидении

Как футбольная Европа зарабатывает на телевидении
Футбольные клубы Европы делят прибыль от телевизионных трансляций по-социалистически. Есть одно исключение

В прошлый раз я отметил, что футбольные майки являются прекрасным рекламным носителем. Реклама на них принесла шести ведущим футбольным лигам Европы €470 млн. Теперь присмотримся к главному источнику благосостояния западноевропейского футбола — телерынку. Речь пойдет о деньгах, полученных по итогам сезона 2009/2010.

В лидерах, естественно, английская премьер-лига. Права на ее матчи выкупили сразу три медиагиганта: SKY, ESPN и BBC. Первый год трехлетнего соглашения принес €893 млн дохода. В эту сумму включены средства, полученные за право трансляции только матчей национального чемпионата. А ведь есть еще Кубок Англии, Кубок лиги, матчи европейский клубных турниров (прежде всего Лиги чемпионов). Наконец, некоторые клубы владеют телеканалами, транслирующими их собственные игры.

Права на трансляции матчей премьер-лиги продаются пулом, что не означает уравниловки. Если средний доход клуба премьер-лиги равен почти €45 млн, то «Миддлсбро» (20-е место по доходу от телетрансляций) заработал только €35 млн, тогда как «Манчестер Юнайтед» (1-е место) — более €58 млн, притом что популярность этих двух клубов несопоставима. Схема распределения доходов исходит из принципа, что великие клубы сами заработают свои сотни миллионов, а малым нужно помочь. Она проста: половина доходов делится по-братски; четверть распределяется строго в зависимости от места, занятого в чемпионате; кому достанутся оставшиеся 25%, фактически зависит от воли самого телевидения — чем чаще команду показывают на экранах и чем больше прямых трансляций, тем больше ей достанется от третьего куска теледенег.

 

Похожие принципы распределения средств действуют в Германии и во Франции. Пропорции несколько различаются, но принцип деления денег на три части, большая из которых распределяется усредненно между всеми, соблюден. Удивительно, но французские клубы заработали за телетрансляции больше немецких, хотя со спортивной точки зрения, по зрительскому интересу внутри страны и в мире и по популярности команды из Франции уступают немецким. Но в 2008 году, еще до того как кризис мировой экономики стал очевиден, Canal+ и Orange заключили контракт сразу с первым и со вторым дивизионами чемпионата Франции на сумму, превышающую €2,5 млрд. Уже тогда эту цифру посчитали перебором, а теперь стало совершенно очевидно, что чемпионат Франции сильно переоценен. Тем не менее €517 млн достались в минувшем сезоне 20 элитным клубам Франции, почти по €26 млн на каждого. На зависть Германии, где каждый клуб обогатился в среднем на €20 млн с небольшим (общая сумма — €360 млн). Даже финалист Лиги чемпионов знаменитейшая «Бавария» получит от телеканала Premiere €28 млн — на €6 млн меньше, чем покинувший английскую премьер-лигу «Миддлсбро»!

Можно не сомневаться, что если бы «Бавария» отказалась от пула и продавала права на свои матчи эксклюзивно, она получила бы сумму на порядок больше. Так поступили два испанских суперклуба «Барселона» и «Реал». В Испании каждый клуб распоряжается своими правами самостоятельно. При такой системе сразу становится понятно, каков разрыв между лидерами зрительского интереса и просто участниками чемпионата. В сумме испанские клубы получили €600 млн, но из них по €140 млн достались «Реалу» и «Барсе»! Это самые крупные получатели телевизионных футбольных доходов в мире. Если бы и в Испании был пул, то, скажем, «Малага» или «Хихон» наверняка заработали бы больше €12 млн за год. Но эти €12 млн и есть истинный финансовый показатель зрительского интереса к таким командам. Интерес этот вспыхивает два раза в год, когда эти клубы играют против «Барселоны» и «Реала», — тогда на них с удовольствием смотрит уже вся страна.

 

По испанской модели жили и итальянцы. В Италии тоже есть великие клубы, за которые болеют не только в родных городах, но и по всей стране, у них есть фан-клубы по всему миру. «Милан», «Интер», «Рома» известны любому болельщику. А за «Ювентус», по статистике, в Турине болеют даже меньше, чем в остальной Италии. Эти клубы совершенно не хотели делиться деньгами с «Кьево» или «Кальяри». В результате «Юве» получал от Mediaset Сильвио Берлускони почти €110 млн, «Интер» и «Милан» по €90 млн, «Рома» — €65 млн, а остальные по нисходящей вплоть до сумм меньше €10 млн! А в целом доходы итальянцев уступали только английским — почти €900 млн на всю Лигу кальчо!

Однако в этом году все изменится. Италия решила пойти по общеевропейскому пути и ввести «социальную ответственность» больших клубов перед малыми. Но у итальянцев иная формула дележа: 40% доходов поделят поровну на всех, еще 30% распределят в зависимости от достижений за несколько последних сезонов и «спортивных традиций» (у нас, например, славное своей историей московское «Динамо», давно ничего не выигрывавшее, получило бы по итальянской формуле прибавку за «традиции»). Оставшиеся 30% распределят в зависимости от популярности команд. Эту популярность вычислят три социологические службы, учтя при этом численность населения городов. Исходя из такой многоликой формулы трудно понять, насколько изменятся доходы итальянских клубов, но очевидно, что титанам придется ужаться, а карлики обогатятся.

Таким образом, капиталистическая футбольная Европа, если не считать испанцев, делит телевизионную прибыль почти по-социалистически! В России ситуация, как обычно, особая. Но грядут перемены. Как раз в конце нынешнего сезона завершается действующее соглашение с НТВ-Плюс, споры вокруг нового договора были очень жаркими. Впрочем, подробности — в отдельном материале.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+