После завершения сделки по покупке клуба New Jersey Nets Михаил Прохоров заявил журналистам, что его цель — создание команды-династии, способной завоевать титул чемпиона NBA. И первоочередная задача для нового владельца команды, собравшей по итогам прошлого сезона целый ряд неофициальных титулов с приставкой «худший» (худший старт в истории NBA, худшая команда регулярного чемпионата), — смена главного тренера. Правда, в случае Nets получилась особенная история. Должность главного тренера после провального старта занял генеральный менеджер команды Кики Вандевеге, но и он успеха не добился. Этим летом его контракт истек, и, естественно, Прохоров не собирался с ним сотрудничать. Так в Nets появились сразу две вакансии — главного тренера и генерального менеджера. Место главного тренера пустовало недолго. Прохоров подписал контракт с одним из наиболее интересных баскетбольных специалистов — безработным Эвери Джонсоном.
У мистера Джонсона самый высокий процент побед среди действующих тренеров NBA — 73,5%, то есть команды под его управлением из каждых десяти матчей выигрывают как минимум семь. Но для Джонсона Nets всего лишь вторая команда в его тренерской карьере, а всех успехов он добился с клубом Dallas Mavericks. Надо сказать, у Nets и Mavericks немало общего. Баскетбольным клубом из Далласа владеет миллиардер Марк Кьюбан, который ставит перед своей командой задачи не менее амбициозные, чем Прохоров, и также мечтает о чемпионстве. В сезоне 2005–2006 годов Mavericks вместе с Джонсоном добились наибольшего успеха: команда дошла до финала NBA. В двух последующих сезонах клуб из Далласа вылетал в первом раунде плей-офф, после чего последовала отставка главного тренера. Вот и получается, что у Джонсона есть как большие плюсы, так и жирные минусы. К положительным качествам тренера следует отнести его способность работать под давлением харизматичного владельца, требующего высоких результатов, и постановку командной игры. Явный минус Джонсона — необъяснимая слабость в ключевых играх.
Если кандидата на тренерскую позицию можно легко найти среди безработных или свободных от контрактных обязательств специалистов, то собрать команду сильных игроков намного сложнее. В американских спортивных лигах, будь это баскетбол или хоккей, сценарий «Роман Абрамович и вагон денег» не работает: нельзя взять несколько сотен миллионов долларов и скупить всех «звезд». Какие же ограничители поставлены в NBA перед безумными и богатыми любителями баскетбола:
— Потолок зарплат. Платежная ведомость ограничена определенной суммой, а за каждый доллар сверх бюджета владелец отдает доллар в виде «налога на роскошь» лиге.
— Процедура драфта. У клубов нет своих школ, воспитывающих юных гениев, за это отвечают университеты. Каждый год новички «разыгрываются» среди клубов таким образом, что у слабых команд самые большие шансы заключить контракт с будущей «звездой». Эта схема поддерживает конкуренцию между клубами.
— Контракты и профессионализм. Между клубом и баскетболистом заключается, как правило, многолетний контракт. Здесь в принципе невозможна ситуация из европейского футбола, когда игрок целует эмблему клуба, а через сезон плачет и просит отпустить его в другую команду, где новые владельцы — арабы, испанцы или русские — предложили ему больше денег. Поэтому игроки в американских лигах не продаются, а обмениваются. Подписать контракт можно только со свободным агентом, то есть игроком, свободным от обязательств по контракту.
По стечению обстоятельств и/или благодаря удаче Прохорову повезло со всеми тремя пунктами.
Во-первых, бывшие владельцы Nets в результате обменов избавились от высокооплачиваемых ветеранов и приобрели пару талантливых молодых игроков, а платежная ведомость теперь позволяет подписать «звезд» с их денежными требованиями. В течение последней недели, уже при Прохорове, клуб расстался с еще несколькими игроками: у кого-то закончился контракт, кого-то обменяли в другую команду.
Во-вторых, команда провела очень слабый сезон, а значит, получила право выбора сильных игроков среди молодежи. Очередность выбора на драфте разыгрывается между клубами в лотерее: чем ниже результат по итогам сезона, тем выше шанс выбирать первым. Что это означает на практике? Несмотря на последнее место в регулярном чемпионате, Nets досталось право выбирать всего лишь третьими, но этот факт вряд ли расстроил Прохорова. В результате драфта клуб подписал молодого талантливого форварда Деррика Фэйворса. А следом стало известно, что тренерский штаб Nets усилился Сэмом Митчеллом, который «воспитал» двух форвардов-«звезд» — Кевина Гарнетта и Криса Боша.
И в-третьих, через пару дней откроется самый большой рынок игроков — свободных агентов. Кроме «суперзвезд» — Леброна Джеймса, Дуэйна Уэйда и уже упомянутого Криса Боша — для подписания контракта будут доступны два десятка сильных баскетболистов. Но приоритетом Nets, как и других клубов, пользуется супертроица. Да-да, у Прохорова будут конкуренты, причем их имена звучат куда громче. Клуб Chicago Bulls, который открыл миру Майкла Джордана и выиграл шесть чемпионатов. Первая команда Нью-Йорка — New York Knicks, выступающая в легендарном Madison Square Garden. Кроме того, активно будут действовать нынешние клубы Уэйда и Джеймса — Miami Heat и Cleveland Cavaliers. И наконец, еще есть Washington Wizards. Новым владельцем клуба стал Тед Леонсис, хозяин хоккейных Capitals, в составе которых выступает Александр Овечкин.
Теперь от обаяния и дара убеждения самого Михаила Прохорова и его партнеров — рэпера и совладельца Nets Jay-Z и президента клуба Рода Торна, выбравшего на драфте для Chicago Bulls самого Джордана, — зависит, сколько хороших игроков Nets сможет подписать. При этом конкуренты не дремлют: например, в делегацию переговорщиков New Yorks Knicks войдет знаменитый хип-хоп-продюсер P. Diddy.
Кроме переговоров с игроками Прохорову за время поездки в США предстоит решить еще одну задачку. Если помните, то в конце сезона клуб лишился и главного тренера, и генерального менеджера. Тренера нашли быстро, а вот функции генерального менеджера исполняет президент Род Торн. Но источники в NBA уже сообщили СМИ, что и он уйдет сразу же после завершения кампании по подписанию свободных агентов. Причины? Их может быть несколько. Торну 69 лет, и ему трудно ужиться с молодым бизнесменом другой ментальности. Или ему могли не понравиться «русские шпионы», то есть сотрудники Прохорова, начавшие работать в офисе Nets.
Так что ближайшие две недели станут ключевыми для Михаила Прохорова с точки зрения понимания бизнеса NBA и дальнейшего успеха или неудачи его проекта.