К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Загадочная нефтяная стратегия

Загадочная нефтяная стратегия
Генсхема развития нефтяной отрасли обещает рост добычи, но не объясняет, за счет чего он произойдет

На этой неделе стали известны подробности очередного «стратегического целеполагания» наших чиновников. Речь идет о проекте «Генеральной схемы развития нефтяной отрасли в Российской Федерации до 2020 года», один из вариантов которой попал «Ведомостям». Заметим, что речь идет лишь о проекте, не имеющем пока никакого официального статуса, но документ оказался весьма любопытным.

СМИ в основном обратили внимание на цифру в 7,2 трлн рублей инвестиций, которые необходимо осуществить в развитие нефтяной отрасли в ближайшие 10 лет. Цифра, конечно, поражает воображение. Но только если не учитывать, что в кризисном 2009 году инвестиции нефтяной отрасли составили 717 млрд рублей (577 млрд рублей в добычу, 140 млрд рублей в нефтепереработку). Получается, что максимум, который обещает Генсхема, — это сохранение объемов инвестиций, которые и так были в прошлом году.

«Ведомости» обратили внимание на довольно странные прогнозы будущей добычи по отдельным компаниям. Даже в «проектном» (условно-оптимистическом) варианте ТНК-ВP наращивает добычу практически в два раза, в то время как добыча «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» в том же варианте резко падает, что противоречит даже официально декларируемым планам компаний. Это интересно, но, видимо, может быть объяснено особенностями моделирования оценки эффективности инвестиционных проектов.

 

Меня удивило несколько другое. Хотя документ называется «Генеральная схема развития нефтяной отрасли», это не схема в смысле плана ввода новых объектов с указанием их технических характеристик, сроков, стоимости и прочее. Фактически в Генсхеме речь идет, главным образом, о налоговом режиме для нефтяной отрасли и о том, что его необходимо менять. Исходя из этого, предложены два сценария развития:

1. «Плановый» соответствует сохранению статус-кво. Существующая структура налогобложения сохраняется. Компании реализуют запланированные проекты. Генсхема полагает, что в этом случае добыча нефти к 2020 году снизится на 21% — с 496 млн т в 2010 году до 388 млн т.

 

2. «Проектный» вариант предусматривает предоставление налоговых льгот, что будет стимулировать дополнительные вложения в новые проекты. В этом случае к 2020 году добыча должна составить 547 млн т и оказаться на 10% больше показателей этого года.

Разница между первым и вторым вариант — дополнительные 160 млн т. Это большая цифра, почти пять текущих добыч Самотлора или 13 проектных мощностей Ванкора. При этом удивительно то, что объемы эксплуатационного бурения даже в проектном варианте оказываются в 2020 году на 21% ниже фактических показателей 2009 года. А добыча — на 10% больше. По сути это означает, что средний дебет скважин должен вырасти на треть в ближайшие 10 лет. Однако за счет чего и почему должен происходить этот рост, не слишком понятно.

За счет каких налоговых новаций обеспечивается прорыв в «проектном» варианте? Удивительно, но во всем 100-страничном документе, который целиком посвящен обоснованию того, что налоговую систему нефтяной отрасли надо менять, описанию того, что и как надо менять, почти не нашлось места. Если не брать общие фразы про «гибкую и адаптивную налоговую систему» для целей расчета экономического эффекта, насколько я понял, было принято такое допущение: для новых месторождений предполагается отмена НДПИ и введение нового налога (его характер и особенности администрирования не описываются), для разрабатываемых месторождений — очищенная от НДПИ и экспортной пошлины цена нефти составляет 40% мировой цены (а не 33%, как сейчас). И это приводит нас к необходимым «молочным рекам и кисельным берегам» в 160 млн т дополнительной добычи через 10 лет. Основной вопрос — какие конкретно изменения в налоговой системе необходимы для получения такого результата — остается без ответа.

 

Поэтому пока Генсхема оставляет следующее впечатление. Предоставление некоторых налоговых преференций (каких по объему?) даст дополнительный финансовый ресурс нефтяным компаниям. Это позволит им ввести ряд новых проектов с высокой себестоимостью, что по сути лишь отодвинет лет на 5-7 спад в добыче, который неизбежен в режиме текущей структуры функционирования отрасли — с точки зрения налогообложения и того объема геологоразведочных работ, который был осуществлен в последние 20 лет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+