Сегодня утром горожане могли видеть первые решительные действия Сергея Собянина, еще кандидата в мэры Москвы, по решению транспортных проблем города. Улица Петровка, которая обычно забита припаркованными автомобилями, на этот раз была полностью свободна для движения от Страстного бульвара до Театральной площади. Рецепт по очистке улиц очень простой: пара автобусов с ОМОНом и десяток регулировщиков. Вот только вряд ли сил столичной милиции хватит, чтобы обеспечить подобный эффект на всех московских улицах, проспектах и в переулках.
На одной из сторон Петровки, где находится здание Московской городской думы, пешеходов встречала цепь милиционеров, которые предлагали прохожим перейти на другую сторону улицы. Несмотря на возмущение пешеходов, милицейский полковник пропускал только горожан с наказами и пожеланиями для кандидата в мэры.
В своей вступительной речи председатель Мосгордумы Владимир Платонов подчеркнул, что назначение Собянина является шестыми выборами мэра (четырежды глава города избирался прямым голосованием, один раз — утверждался московскими депутатами по представлению президента России). А следовательно, Мосгордума в представлении Платонова являлась избирательным участком. Милиция, ОМОН и ФСО — охрана этого участка. Журналисты — наблюдатели. А депутаты — избиратели. На входе в Мосгордуму, как и на обычном участке, можно было купить пирожки и шоколадки.
Выходит, что у Собянина, как и у любого кандидата на выборах, была предвыборная компания, просто мы ее не заметили. Вспомним его самые громкие заявления перед назначением: «рабочие места, которые есть в Москве, предоставлялись в первую очередь москвичам» и «социальные выплаты не только сохранятся, но и будут увеличены». Тогда слоган предвыборной компании мог выглядеть следующим образом: «Я — за бедных, я — за москвичей!» Ничего не напоминает? Жириновский, наверное, обидится, что Собянин использовал его идеи. Ведь ЛДПР шла на выборы в Госдуму под лозунгом «Мы — за бедных, мы — за русских!»
Правда, в своем выступлении перед избирателями, то есть депутатами, Собянин предпочел дистанцироваться от популистских слоганов и детально разобрал все главные проблемы Москвы: образование, строительство, здравоохранение, градостроительная политика, ЖКХ, дороги и пробки, коррупция. Главный мотив его доклада: при всех своих возможностях город неэффективно использует ресурсы, а миллиарды рублей уходят на необязательные расходы, и, чтобы разобраться с проблемами, необходимо провести тотальный аудит бюджета. Ключевая фраза: «По доле инвестиций в бюджете, то есть вложений в свое будущее, Москва сравнима с глубоко дотационными регионами».
Рассказывая о необходимости ревизии административных барьеров, Собянин получил первую порцию аплодисментов. Застрельщиком выступил руководитель фракции «Единой России» в Мосгордуме Андрей Метельский. Сначала были слышны только его хлопки, к которым по нарастающей присоединились и другие депутаты. Так же действуют и режиссеры на различных телевизионных ток-шоу, которые своими хлопками «заводят» зрителей на съемке.
Доклад Собянина продолжался уже полчаса, когда его прервал нестройный и отчего-то тихий голос Платонова, следившего за регламентом:
— Еще дадим времени, коллеги?
— Да, я уже заканчиваю, — сурово ответил будущий мэр.
После окончания доклада Собянин получил новую порцию аплодисментов, но хлопки Метельского сразу же потонули в общем хоре.
Наступило время вопросов депутатов к кандидату. Большинство депутатов не проявило фантазиии или желания, переспрашивая тезисы, озвученные Собяниным, а сам кандидат в мэры по второму кругу озвучивал свои предложения. Но на несколько вопросов Собянин дал интересные ответы.
Депутат Антонцев рассказал, что инициативы московских законодателей (квотирование мест для инвалидов и молодежи, ужесточение миграционной политики, увеличение штрафов за дорожные нарушения) не находят отклика у федеральных властей, и задал исконно русский вопрос:
— Что делать?
— Знаете, у меня богатый опыт работы с федеральными властями (на этой фразе зал накрыло волной смеха, а Собянин тут же раскрыл главный секрет российской бюрократии). Формальным письмом вряд ли кто-то будет заниматься. Нужно взаимодействовать с министерствами и департаментами на регулярной основе, а для начала необходимо навести порядок у себя.
Депутата Москвина-Тарханова беспокоило создание международного финансового центра в Москве: он предложил ради этой цели закончить стройку в Сити ударными темпами за два года. Собянин на три заветные буквы МФЦ не среагировал и раскритиковал расположение делового района:
— Это градостроительная ошибка. Сити построен почти в центре, и это усложняет ситуацию с дорожным трафиком в центре. Стройку заканчивать нужно, обеспечивая при этом район транспортной инфраструктурой.
В отличие от прежнего градоначальника Собянин не является поклонником «черкизонов»:
— Диких рынков в таком виде не должно быть: это криминальная среда, нелегальные мигранты, контрабанда и огромный поток грузовых автомобилей.
Один из депутатов напомнил кандидату в мэры, что люди во власти часто благоволят отдельным видам деятельности или увлечениям, и те, благодаря поддержке, быстро развиваются. Так, игра Бориса Ельцина в теннис способствовала фактически созданию нового вида спорта в России, а результатом увлечения Юрия Лужкова пчеловодством стали многочисленные ярмарки меда. Подытоживая свою речь, депутат задал вопрос:
— Не надо ли пчеловодам и спортсменам бояться перемен во власти? Или может охотникам стоит оживиться?
— Вряд ли охотникам на что-то стоит рассчитывать в Москве, им нужно ехать в другие места.
Затем Собянин рассказал о своей поддержке спорта, не уделив внимания пчеловодам. Видимо, теперь пчел не будут вывозить из страдающей от смога Москвы.
После завершения вопросов и озвучивания позиций фракций («Единая Россия» поддержит кандидата, КПРФ нет) Платонов объявил, что можно переходить к голосованию. Один из избирателей спросил:
— Можно ли будет высказаться по мотивам голосования?
На что получил лаконичный ответ:
— Все мотивы должны быть высказаны в бюллетене при помощи галочек.
Голосование прошло быстро, а результат выборов был предсказуем: 32 — «за», 2 — «против» (один депутат отсутствовал на заседании). Собянин, не пообщавшись с журналистами, уехал из Мосгордумы, а Метельский сообщил все тем же журналистам, что новый мэр — человек дела, а не слова.
Выборы закончились, милиция уехала, а Петровка стала заполняться автомобилями, припаркованными в два ряда.