К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бренд после смерти

Бренд после смерти
Что такое бренд Faberge, за который судятся Виктор Вексельберг и Брайан Гилбертсон

Иск структур бизнесмена Виктора Вексельберга к структурам бизнесмена Брайана Гилбертсона был подан по поводу спорных прав на бренд Faberge еще три года назад, с тех пор эта тема периодически всплывает в прессе, каждый раз обрастая некоторым количеством новых подробностей. Вероятно, причиной устойчивого интереса мировых СМИ к этим, по сути, довольно скучным и обыденным в мире бизнеса разбирательствам, является само имя Фаберже, всемирно известного российского ювелира и создателя образцовых предметов роскоши. Поводом для того, чтобы вспомнить об иске на этот раз, стала вечеринка с участием Брайана Гилбертсона на другом краю земли, в Австралии. На ней он очередной раз заявил, что не намерен расставаться с брендом Faberge и в самое ближайшее время вернет славу и блеск не оставшейся в истории реликвии, а действующей и современной компании. Впрочем, над этим на протяжении последних 90 лет бились многие.

Ювелирные бренды обычно надолго переживают своих создателей: рынок предметов роскоши консервативен до крайности, чем старше фирма, тем лучше для нее. Компания может менять владельцев, мастеров, место расположения, но всегда есть две священные и неизменные вещи — узнаваемый фирменный стиль и имя на вывеске. Смерть Луи-Франсуа Картье, Чарльза Тиффани, Фредерика Бушерона, Альфреда Ван Клифа и Саломона Арпельса не изменила в созданных ими фирмах почти ничего, они продолжают работать и сейчас, выпуская  очень дорогие ювелирные изделия. Смерть же самого знаменитого российского ювелира, Карла Фаберже, изменила все: его фирма умерла вместе с ним, а все попытки возродить бренд Фаберже в его прежнем великолепном виде имели либо очень скромный успех, либо не имели его вовсе.

Строго говоря, фирма Фаберже умерла даже раньше ее создателя: в 1918 году ее мастерские были национализированы большевиками и тогда же прекратили производство ювелирных изделий в том самом знаменитом стиле. Карл и большинство членов его семьи успели уехать в Европу, глава семьи тихо скончался в Швейцарии в 1920 году. Его сыновья, Александр и Евгений, пытались продолжить семейный бизнес, организовав в 1924 году в Париже фирму Faberge et Cie, но их ювелирные изделия пользовались очень слабым спросом — слишком велика была разница в классе между ними и «настоящим» Фаберже. В 1937 году они уступили права на бренд Faberge за $25 000 торговцу Сэмюэлу Рубину, приятелю знаменитого миллионера и большого друга советской власти Арманда Хаммера. (Последний в 1930-е годы купил у советского государства и перепродал в США множество изделий фирмы Фаберже).

 

Рубин стал первым человеком, осознавшим бессмысленность попыток производства ювелирных изделий под этим именем, и решил воспользоваться славой и роскошью бренда Фаберже в другой области. Созданная Рубинным компания Faberge Inc стала выпускать роскошную парфюмерию и туалетные принадлежности, и в течение следующих 70 лет именем Faberge пользовались именно парфюмеры. В 1964 году Рубин выгодно, за $26 млн, перепродал бренд Faberge американцу Джорджу Барри и косметической фирме Rayette Inc, после сделки последняя изменила название на Faberge Inc. Ее самые известные продукты — мужская парфюмерная линия Faberge Brut и женская Babe. Барри, помимо прочего, занимавшийся кинобизнесом, в 1970 году создал даже кинокомпанию внутри Faberge Inc, она называлась Brut Productions. Но в 1985 году бренд снова меняет владельца — им становится производитель мужской одежды McGregor Industries. Ее владельцы объединяют Faberge Inc еще с одной купленной ими компанией, Elizabeth Arden Company, в результате чего образуется фирма Elida Faberge. Именно ее вместе с правами на бренд Faberge в 1989 году за $1,55 млрд покупает международный концерн Unilever, стремившийся потеснить на парфюмерном рынке одного из своих злейших конкурентов, концерн L'Oreal.

До 2007 года бренд Faberge оставался одним из сотен брендов Unilever, а компания Lever Faberge торговала косметикой и средствами для ухода за кожей. Но в 2007 году права на бренд за $38 млн выкупила структура бывшего главы горнодобывающего концерна BHP Billiton Брайана Гилбертсона. Зачем алюминщику права на некогда ювелирный, а в последние годы парфюмерный бренд? Гилбертсон в то время занимал пост президента алюминиевой компании СУАЛ Викторf Вексельберга и партнеров. А Вексельберг в свою очередь интересовался всем, что связано с именем Фаберже. В 2004 году он купил у Малкольма Форбса крупнейшую в мире частную коллекцию пасхальных яиц Фаберже и в последующие годы продолжил скупать изделия этой фирмы, твердо решив стать главным коллекционером Фаберже в мире (этой цели он в итоге достиг, потратив на покупки более $350 млн). Права на бренд Faberge были не более чем приятным бонусом к коллекции: какого-либо внятного бизнес-плана его использования не было. После того как услуги Гилбертсона стали не нужны Вексельбергу (прежний план превращения СУАЛа в глобальную компанию был отменен после того, как компания слилась с «Русалом»), оказалось, что права на бренд Faberge принадлежат только компаниям Гилбертсона и делиться с Вексельбергом он ими не собирается. Принадлежащая Вексельбергу компания «Ренова» пытается оспорить это в суде.

 

Какие дивиденды может принести бренд Faberge новому владельцу, пока непонятно. Сейчас Faberge Inc. — это единственный магазин в Женеве, пытающийся продавать ювелирные изделия под всемирно известной маркой. В марте этого года в интервью агентству Bloomberg Гилбертсон заявил, что намерен вкладывать деньги в развитие бренда и года через три его стоимость вырастет как минимум до $1 млрд. «Роскошные бренды с великими именами стоят миллиарды — и я не думаю, что этот [будет стоить] меньше миллиарда», — несколько наивно объяснял он свою уверенность. Никаких прав на «настоящего», дореволюционного Фаберже у владельцев прав на бренд Faberge нет и не будет, зарабатывать придется только на «новоделе», а это не удалось в свое время и сыновьям Карла Фаберже. И даже права на имя Фаберже не всеобъемлющи: два года назад владельцы бренда Faberge пытались запретить российскому коллекционеру Александру Иванову называть его частный музей в Баден-Бадене Музеем Фаберже. Но после года разбирательств немецкий суд принял решение в пользу Иванова, постановив, что музей, который целиком состоит из предметов, произведенных фирмой Фаберже, имеет полное право носить это имя.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+