К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Собянин изменил долгам

Собянин изменил долгам
Новая долговая политика Москвы будет выгодна выбранным мэрией банкам

Мэр Москвы сделал несколько заявлений о долговой политике города. В том числе о сокращении программы заимствований (в связи с сокращением темпов роста текущих расходов и ожидания доходов от приватизации), а также об упразднении Москомзайма и передачи его функций другим органам городской власти. Несколько ранее на лентах новостей появилось сообщение об отставке главы Москомзайма Сергея Пахомова, который был на этой должности с 1999 года.

Собственно говоря, о намерении провести ревизию долговой политики города новый градоначальник заявлял сразу после вступления в должность. В этом блоге уже писалось, что желание «новой метлы» все вымести может привести к активности там, где можно было бы обойтись и без нее.

Теперь, когда решение принято, можно посмотреть, какие могут быть последствия и кому будет выгодна реорганизация долговой политики одного из крупнейший заемщиков России (Москва по объему рублевого долга занимает четвертое место после суверенных выпусков, РЖД и «Газпрома»).

 

Существовавшая система выпуска и управления долгом соответствовала лучшим мировым стандартам, обеспечивала жесткий контроль города над размещением (и выкупом) долга, а главное, позволяла это делать без посредничества инвестиционных и коммерческих банков. Очевидным исключением были валютные еврооблигации, один из выпусков которых подлежит погашению этой весной.

Уже много лет долговая политика города Москвы — пример консервативного применения долговых инструментов для финансирования проектов развития, использования всех возможностей внутреннего и внешнего финансовых рынков, выстраивания многолетней безупречной репутации заемщика. Даже после резкого увеличения объемов госдолга в 2009-2010 годах задолженность города составляет около 35% доходов. У города практически нет краткосрочного долга (создающего дополнительные риски), а также банковских кредитов, процесс организации которых куда более коррупционен, чем выпуск публичного долга.

 

Выгодна ли новая система городу и инвесторам? Не факт.

Во-первых, для инвесторов была важна стабильность и непрерывность кредитной истории, которая была безупречной. Наличие «одного окна» по всем долговым вопросам было важным отличием Москвы от других субъектов федерации. Непонятно, как это будет устроено в новой системе управления госдолгом — видимо, по схеме, применяемой в других регионах, которая доставила много неприятностей инвесторам в той же Московской области.

Во-вторых, не факт, что профессионалы, много лет отвечавшие за работу с городским долгом, останутся на госслужбе, а не уйдут вслед за начальником. Соответственно, новые решения могут противоречить интересам города просто в силу неопытности назначенцев.

 

В-третьих, встраивание банков в процесс размещения (как это происходит во всех регионах, кроме Санкт-Петербурга) вряд ли снизит издержки, но заведомо расширит поле для злоупотреблений. Рынок муниципального долга славен этим не только в России; возможностей для крупного и мелкого обогащения немало, а менее прозрачная система будет этому способствовать.

Поскольку в ближайшие пару лет город будет скорее выплачивать долг, нежели занимать, перемены в области управления долгом могут показаться не столь важными. На самом деле это совсем не так. Тьма примеров, когда демонтаж неиспользуемых механизмов и систем приводил к тяжелым последствиям, когда через некоторое время возникала нужда в их использовании. Снижение выпуска долга в 2011-2012 годах не означает, что в 2013-2018 годах не будет крупных заимствований под инфраструктурные проекты, сопоставимых с объемами выпусков 2009-2010 годов. Без прозрачной системы управления долгом займы будет делать дороже и сложнее хотя бы в силу активного привлечения банков-посредников.

К сожалению, в действиях мэрии мы наблюдаем агрессивную попытку чинить то, что не сломано, решать несуществующую проблему с реформаторским пылом там, где без него вполне можно было бы обойтись. Основным выгодоприобретателем нового решения будут коммерческие и инвестиционные банки, допущенные «к телу» и, соответственно, к делу. Уже много лет возможность участвовать в процессе размещения московского долга была мечтой всех основных игроков. Можно готовиться к битве титанов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+