К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Три беспроигрышные карты

фото Итар-ТАСС
фото Итар-ТАСС
«Политическая конкуренция», о которой сказал президент, снизит представительство партий в парламенте

Президент дал старт предвыборной парламентской гонке, встретившись с лидерами семи зарегистрированных партий, которые традиционно «котируются» социологическими службами. По левую сторону от главы государства сидели те, у кого около одного процента голосов, — «Патриоты России» и «Яблоко». По правую, натурально, Владислав Сурков и «Правое дело». А напротив — коктейль из «зубров»: ЛДПР, КПРФ, «Единая Россия», «Справедливая Россия». Те самые партии, попавшие в Думу в прошлые парламентские выборы и квалифицировавшиеся недобрыми наблюдателями как «четыре масти Советской власти». Те самые, руководители которых ходят с разной степенью регулярности консультироваться по поводу своего поведения на Старую площадь.

Вполне очевидно, что такой расклад — спокойный и управляемый. Руководство волнуют лишь проценты «Единой России», но даже если партия власти просядет, то не катастрофически сильно, контрольный пакет в парламенте все равно останется у нее. Давнишние партнеры «Едра», жириновцы и коммунисты предсказуемым образом проходят в Думу: старые кони борозды не испортят. Во всяком случае, в этот раз — дальнейшие их перспективы неясны (исключительно в силу возраста патриархов российской политики, сидевших в Думе при всех президентах). ЛДПР заберет свой эклектичный электорат, вычерпав квоту скоморошеского и неопасного национализма. Коммунисты останутся при своих, возможно, добрав кое-что за счет неидеологизированного, но протестного электората, которому с горя в лице КПРФ привидится альтернатива власти: в пустыне, в том числе политической, случаются миражи.

Второй более или менее существенный вопрос парламентской кампании — это число партий, которые пройдут в Думу. Президент уже не в первый раз произносит слова, что законодательный орган должен представлять максимально большое число россиян с разными взглядами на жизнь и политику. Для этого нужна политическая конкуренция. Но чем больше он говорит об этом, тем вероятнее обратная перспектива: если права социология, то в Думу в 2011 году проходят не четыре партии, а три. «Справедливая Россия», лишившись поддержки сверху, скорее всего, просядет. Возможно, не придется даже ее топить административными методами, потому что появление в лексиконе СР оппозиционной риторики не помогает партии, а подрывает основы ее рейтинга, который строился на близости к власти. Перемена статуса второй партии власти на оппозиционную структуру стоило «эсерам» процентных пунктов поддержки. Оппозиционный электорат — не их.

 

«Яблоко» не имеет шансов на попадание в Думу — социальный слой, поддерживавший эту партию, истончился. Среди потенциальных избирателей много абстинентов — тех, кто вообще отказывается голосовать, не веря в справедливость и эффективность выборов. «Патриоты России» — вообще никому не нужная декорация, которую нести тяжело, а бросить жалко.

«Правое дело» — освеженный Прохоровым проект, при всей его потенциальной привлекательности, судя по всему, попал в молоко. Новая старая околокремлевская как бы правая партия, хотя и стоится как маркетинговый проект, никак не может определиться со своей целевой аудиторией, что вызывает сомнения в проходимости партии даже при включении административного ресурса. Если он вообще будет включен. Политтехнологи «Правого дела» апеллируют к слишком разнородным слоям населения, а уж заигрывание с умеренным национализмом подорвало доверие даже Старой площади: политические начальники, во-первых, сами привыкли играть в аккуратные националистические игры, во-вторых, именно этнических конфликтов по ходу выборов они боятся больше всего, что недвусмысленно дал понять президент: «Но что необходимо точно исключить в период избирательной кампании — так это попытки разжигания межнациональной, межэтнической розни, это категорически неприемлемо <...> Такие попытки и такие призывы будут самым решительным образом пресекаться, а лица, которые совершают такие действия, будут наказываться».

 

Ход предвыборной кампании во многом зависит от тональности выступления Владимира Путина в рамках съезда «Единой России» в последней декаде сентября. В прошлую кампанию его выступление в Лужниках с жесткими обвинениями в адрес одновременно коммунистов и либералов резко изменило ход кампании: омоновские дубинки решали вопросы политической конкуренции гораздо убедительнее любых предвыборных дебатов. На этот раз, судя по тому, что представители «Едра» готовятся к публичным электоральным дискуссиям, столь жесткой, как в 2007-м, межпартийная конкуренция не станет. Зато мишени останутся прежними: роль либералов сыграет «партия олигархов» «Правое дело», а коммунисты станут символизировать давнее коммунистическое прошлое («Не сумели противостоять развалу великой страны»).

Все это едва ли всерьез изменит политический пейзаж в ближайшие пять лет — увеличенное время каденции нового парламента. И если после съезда Путин объявит о том, что он идет в президенты, это пойдет на пользу рейтингу «Единой России». Да, градус недовольства режимом увеличится. Но все это будет происходить во внепарламентском поле, вне думской кампании. И уж тем более укрепит тех, кто еще подумывал пойти на выборы, чтобы проголосовать за «Правое дело» или «Яблоко», во мнении, что участие в выборах бессмысленно.

На выходе мы получим три беспроигрышные карты — партию власти и вращающиеся вокруг нее на неизменных орбитах ЛДПР и КПРФ.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+