«У замов не было даже рабочей почты. Слали мне письма с адреса Оксана-Оксаночка»
Интервью с недавно вступившим в должность губернатора Тульской области Владимиром Груздевым, первоначально назначенное на 16 часов, переносится. У него одна встреча следует за другой, а затем еще и совещание. Мы уезжаем в загородную резиденцию, куда Груздев должен приехать поздним вечером (директор комплекса «Богучарово» в беседе отмечает, что нынешний губернатор оплачивает свое проживание). В итоге Груздев прибывает после 10 вечера. За ужином губернатор и ближайшее окружение продолжают обсуждать дела в области.
— Свое первое впечатление о Туле вы описали как «пыльно, очень пыльно». Что вас еще неприятно удивило?
— Естественно, первое, что бросилось в глаза, — плохие дороги. Уже принято решение, что бюджет Дорожного фонда Тульской области в 2012 году будет увеличен почти в три раза, до 3,3 млрд рублей вместо нынешних 1,2 млрд.
Если говорить об администрации области, то удивил низкий уровень информатизации. Например, у некоторых заместителей не было даже рабочей электронной почты. Непонятно, как раньше осуществлялся контроль за исполнением поручений губернатора. Как только стал исполняющим обязанности, я заставил писать мне отчеты и присылать их по электронной почте. Обычно за них это делали секретари. И присылали мне из какого-нибудь департамента письмо с адреса, например, Оксана-Оксаночка, то есть с личного почтового ящика. Результатом такой низкой личной информатизации является невысокий уровень общих знаний, которые позволяют человеку быстро сориентироваться в потоке информации: куда зайти, что посмотреть, на что нужно обратить внимание. При этом область тратит неплохие деньги на информатизацию. Например, есть контракт с «Ростелекомом» как исполнителем по информатизации госуслуг. Контракт подписан прошлым губернатором на сумму 24 млн рублей. При этом нет никаких виз соответствующих департаментов, которые, по идее, должны были оценить адекватность стоимости услуг. В итоге мы встретились с «Ростелекомом», и они согласились уже на 16 млн. А на 8 млн они предоставляют дополнительные услуги, которые не были предусмотрены договором. Приходится влезать во все мелочи, впрочем, из таких мелочей и складывается жизнь. Дальше будет понятно: кто удар держит, а кто — нет; у кого мозги быстро работают, а у кого — нет.
Еще столкнулся с интересной ситуацией. Первые лица по направлениям, скажем так, достаточно сильные, но первого заместителя к себе берут «Ваню-дурачка».
— Чтобы не подсидел?
— Да. А второй заместитель обычно рабочий. Причем подобные истории почти во всех департаментах и управлениях. Много вот таких интересных вещей. Например, 19 лет строили интернат для детей с умственными ограничениями. Взяли на баланс, обслуживают, но там нет ни одного ребенка. Просто за это время изменилась ситуация. А нужно ведь всего лишь принять административное решение о перепрофилировании его под, допустим, пенсионеров. Можно разместить около 200 одиноких пенсионеров.
— Тульские СМИ сообщили, что от чиновников теперь будут требовать знания азов английского языка и компьютера, а также заставят их заполнять анкеты о наличии родственников в администрации. Насколько верна эта информация?
— Мы, конечно, не просили заполнять анкеты, но каждый чиновник при переназначении должен будет рассказать, есть ли у него в администрации какие-нибудь родственники или друзья. На мой взгляд, это нормальная история. Просто у нас уже образовались династии чиновников: папа, мама и я...
— Большая семья.
— Да, точно, большая семья. Мне казалось, что династии могут быть у металлургов, у оружейников, у учителей. А династии у чиновников, на мой взгляд, неправильны. При этом все должности через конкурсы проходят, и вдруг вся семья каким-то случайным образом устроилась. Правда, нужно отдать им должное: работают в разных департаментах, на разных этажах. Вообще к теме конфликтов интересов люди в Туле как-то непонимающе относятся. Есть такая компания-перевозчик «Тулаавтотранс». У нее примерно 25-27% областного рынка перевозок. При этом из 900 млн рублей дотаций из областного бюджета 800 млн получает именно эта компания. А председатель совета директоров компании и основной бенефициар, человек по фамилии Шахов, одновременно является председателем комитета Тульской областной думы по бюджету и налогам. Вы ведь понимаете, что комитет готовит документы на дотации, а Дума утверждает. Когда я ему задаю вопрос: «Чувствуете, что у вас есть конфликт интересов?» — он говорит: «Нет-нет, никакого конфликта нет». Кстати, отец предыдущего губернатора, он же почетный гражданин Тульской области, ранее являлся членом совета директоров этой компании. А родная сестра предыдущего губернатора — аудитор Счетной палаты.
— Местной?
— Да, проверяет социалку.
— И что с ними планируете делать?
— Все будет в рамках закона.
— В вашей приемной встретили чиновника, которым первым прошел детектор лжи. Эта процедура для ключевых чиновников будущего правительства или для всех?
— Для всех, кто имеет доступ к деньгам, к составлению государственных контрактов.
— И руководителей ГУПов это коснется?
— Они не чиновники, но со временем, конечно, и они пройдут. К примеру, руководитель ГУП, который управляет строительством и эксплуатацией дорог, однозначно должен пройти детектор лжи.
— На сколько планируете сократить численность чиновников областной администрации?
— Мы ориентируемся процентов на 15. Почему именно 15%? Мы снизим расходы на содержание аппарата на 5%, но при этом поднимем на 20% зарплаты чиновникам, так как в основном сокращаем руководящие должности. Зарплаты чиновников не индексировались с 2007 года: это тоже основание для коррупции и неэффективной работы. Плюс вторая задача: чиновников со всех территорий вернуть в «Белый дом» (здание администрации области. — Forbes), чтобы они находились в одном месте.
— Зачем понадобилось переформатировать администрацию области в правительство, а департаменты в министерства? Это инструмент для оптимизации аппарата?
— Я объясню. Есть такое понятие, как социальные или даже эмоциональные тренды. Раньше он был начальником департамента, а теперь — министр. Это другое ощущение социального статуса, другой уровень. Для министров мы делаем государственные должности. Руководители департаментов администрации области состоят только на государственной службе, не имея государственных должностей. Давая эти авансы, мы ожидаем от людей эффективности.
— С ключевыми сотрудниками администрации контракты заключаются до 15 сентября: вы планируете к этому сроку сформировать правительство?
— Да. Будет назначено большинство замов и министров.
— В беседе вы говорили, что должности министров займут туляки. Означает ли это, что все заместители губернатора будут «варягами»?
— Не факт, что все, но у заместителя губернатора две основные задачи: правильно координировать работу министерств и департаментов плюс отстаивать интересы Тульской области перед Федерацией: получение инвестиций, государственной поддержки и т. д. Должность во многом представительская.
— То есть у человека должен быть опыт работы на федеральном уровне?
— Да. Нам на руку играет то, что у Госдумы заканчивается очередной срок полномочий и часть действующих депутатов в следующий созыв не попадает: оттуда можно эффективных специалистов набрать.
— Правильно понимаю, что никто из предыдущей администрации в правительство не войдет?
— Рассматриваю разные кандидатуры, но пока не принял окончательного решения по всем замам.
— После формирования правительства стоит ли ожидать, что вы возьметесь за наведения порядка на местах, в муниципальных образованиях? Ведь много нареканий поступает на работу глав администраций районов.
— Это несколько сложнее. Есть четкие разграничения полномочий между Федераций, субъектом и муниципалитетом. Будем садиться и разбираться индивидуально. Но у нас есть и иные меры воздействия.
— Поясните про иные.
— Например, партийное воздействие.
— От предыдущего губернатора вам досталось наследие — долг в 8 млрд. Как планируете работать над этой проблемой?
— Укрепление финансовой стабильности области — одна из первоочередных задач. Состоялись аукционы по предоставлению кредитов для погашения долговых обязательств Тульской области на общую сумму 3,07 млрд рублей. Средняя ставка по кредитам составила 5,83% годовых при начальной ставке 6,1%. В результате мы сократим расходы на обслуживание долга на сумму около 200 млн рублей.
— Чуть меньше года назад сменилась власть в Москве, и новая администрация, перетряхнув и переформатировав бюджет, нашла дополнительные резервы для инвестиций в дорожное строительство, социалку и т. д. Можно ожидать в Тульской области повторения этой истории, когда резервы находятся даже в дефицитном бюджете?
— Конечно. Мне поступает реестр платежей на следующий день. Только после того как я даю «добро», бюджет платит. Без меня ни одной копейки не уходит.
— Ежедневный мониторинг?
— Да.
— Это временное решение?
— Я и в дальнейшем планирую смотреть каждый день, не так много времени это занимает. Просто сейчас активно идет проверка региональной Счетной палаты. В результате всплывает много «интересных вещей». Все сомнительные контракты будем оспаривать: либо деньги возвращать, либо дела возбуждать.
— То есть регион требует ручного управления?
— Пока да.