«Остап любил эффекты», — писали Ильф и Петров. Такой же страстью к неожиданным ходам, что и Бендер, обладает премьер-министр РФ, он же «национальный лидер» В. В. Путин. Ровно из этой области — назначение указом президента врио губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Позволим себе предположить, что Дмитрий Медведев вряд ли в восторге от своего указа, который стал плодом «совместного решения тандема». Указа, торящего дорогу во власть верным соратникам нынешнего премьера — а значит, и самому премьеру с плохо скрываемыми президентскими амбициями.
Это назначение — в стиле Путина. Однажды, например, он потряс политический класс, объявив в 2004 году о кандидатуре нового главы правительства — Михаила Фрадкова. Выбирая в 2007-м преемника на пост президента, он осуществил блистательную операцию прикрытия, которая смешала карты в российской политике, заставив представителей элиты крепко задуматься о своих перспективах — предложил в качестве премьер-министра Виктора Зубкова, человека, похожего на классического советского чиновника средней руки, которого можно было встретить с пахнущим тряпкой подносом в столовой какого-нибудь Минсельхоза СССР.
Путин не был бы Путиным, если бы не разыграл очередную мизансцену с губернатором северной столицы. Переключив внимание широкой общественности и узких кругов на Дмитрия Козака, он сделал ход конем: полпреду в Центральном округе, который занимает свою должность 11 лет — столько на таких постах не живут! — давно пора было выдвинуться куда-нибудь вниз, в сторону или вверх по номенклатурной лестнице. И похоже, из верного служаки, который видел Петербург через оптику местного КГБ, ему теперь предстоит переквалифицироваться в градоначальника «открыточно-витринного» российского города. И есть серьезные сомнения в том, что, если эта операция прикрытия завершится его помазанием на губернаторство, он станет градоначальником, похожим на Сергея Собянина. В том смысле, что Собянин все-таки гражданский человек и действительно эффективный чиновник с опытом управления городом.
Возможно, назначение Полтавченко пока врио губернатора — изощренный, иезуитский способ попугать российский политический класс. Дабы поняли, что их могут ждать веселые времена, когда кадровая гвардия Путина поднимется еще выше, чем была до того. А может, уже сложившееся и полностью оформившееся решение — городом, который стал главным кадровым резервуаром «капитализма друзей», будет управлять железной дланью чекист. И не просто спецслужбист, а «православный чекист», человек с определенными, к сожалению ультраконсервативными, убеждениями. И с отсутствующими достижениями по административно-хозяйственной части — кто-нибудь вспомнит его успехи на ниве полпредства?
Словом, выходя на свой третий срок, Путин делает ставку на проверенных товарищей, ветеранов движения. А как еще оценить этот шаг — не пожалел ведь «культурную столицу России»… Судя по всему, нас ждет «фээсбизация» кадровой политики. Вспомним еще Валентину Ивановну как крупного демократа и эффективного менеджера.
Как там сказано у классиков? «Остап Бендер любил эффекты. Только перед третьим гудком, когда Ипполит Матвеевич уже не сомневался в том, что брошен на произвол судьбы, Остап заметил его:
— Что же вы стоите, как засватанный? Я думал, вы уже давно на пароходе. Сейчас сходни снимают! Бегите скорей! Пропустите этого гражданина! Вот пропуск».
Вот пропуск, господа чекисты. Лед тронулся.