Заместитель председателя МАК Алексей Морозов назвал три возможные причины катастрофы: сложные метеоусловия, отказ техники и ошибка экипажа. Проанализировав доступные мне данные, я склоняюсь к тому, что наиболее вероятная причина — именно ошибка экипажа.
По международной статистике, большинство авиакатастроф при заходе на посадку происходит из-за неумения экипажа вовремя распознать необходимость ухода на второй круг. Эта проблема есть во всем мире. На аэродромах существуют определенные метеорологические нормы — например, видимость не менее 1000 м, высота облачности не менее 100 м. Если эти условия не соблюдены и самолет не может совершить посадку, он обязан уйти на второй круг.
В ночь катастрофы в Петрозаводске в районе аэродрома были сложные метеоусловия — туман с видимостью 600 м. Ситуацию осложняло и то, что аэродром Петрозаводска не был оснащен инструментальной системой захода на посадку. Современные курсо-глиссадные системы ведут самолет и по курсу, и по глиссаде (траектории снижения). Но на аэродроме Петрозаводска была установлена устаревшая система уровня 1960-х годов, обеспечивающая заход только по приводным радиостанциям. Такая система является неточной, так как не ведет самолет по высоте. В условиях слабой видимости это осложняло заход на посадку.
Прозвучала версия о том, что одной из причин могло стать отключение светосистемы взлетно-посадочной полосы в результате обрыва ЛЭП. Мне она представляется не очень состоятельной: аэродром был оснащен дизель-генератором, то есть даже в гипотетическом случае обрыва проводов светосистема не должна была бы отказать.
Таким образом, я считаю версию об ошибке экипажа наиболее вероятной. Заход на посадку и посадка являются самым сложным этапом полета самолета. Несмотря на то что время посадки (от входа в глиссаду до собственно посадки) составляет в среднем всего 5% общего полетного времени, на этих этапах происходит около 60% всех авиационных происшествий.
В 1996 году Всемирный фонд безопасности полетов создал Целевую группу по разработке общемировых рекомендаций по снижению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке Approach-and-Landing Accident Reduction (ALAR). Была изучена статистика авиакатастроф за последние 15 лет: каждый год во время захода на посадку и при посадке в мире происходит в среднем 17 авиационных происшествий воздушных судов полетным весом более 5700 кг.
Была названа и главная причина всех аварий при заходе на посадку и посадке: «неспособность экипажа воздушного судна распознать необходимость ухода на второй круг и невыполнение этого маневра». В качестве примера очень похожей катастрофы, произошедшей с самолетом той же модели, можно привести падение ТУ-134-А3 компании UTAir 17 марта 2007 года под Самарой. Самолет потерпел аварию при заходе на посадку в сложных метеоусловиях: не вышел вовремя на второй круг, упал и перевернулся, из 57 человек погибли семь.