Белоруссию сильно тряхнуло. Даже экстренные меры административного регулирования и запрет экспорта целого ряда товаров физическими лицами не помогают восстановить доверие к белорусскому рублю. За первые 5 месяцев года все валютные депозиты сократились на 10,6% (составили на 1 июня 6,59 млрд), а срочные вклады населения в валюте снизились на 14,5% — до $3,55 млрд. Рублевые вклады населения тоже сократились — на 6,2% (до 9,2 трлн белорусских рублей).
Официальная девальвация белорусского рубля с начала года на середину июня составила по отношению к доллару 65,7%. Валюты в обменниках практически нет. Валютчики работают по курсу 5900–6300 белорусских рублей за $1. При этом безналичный доллар обходится в 7900–8300 белорусских рублей. Таким образом девальвационный потенциал в 40-50% сохраняется. Второй удар по экономике — инфляция. За первые 5 месяцев этого года она выросла на 20,2%. Без резкого снижения интенсивности работы денежного печатного станка годовая инфляция может превысить 50%.
Разбалансировка монетарной политики привела к резкому сокращению золотовалютных резервов страны: за январь—май даже в условиях жесткого ограничения функционирования валютного рынка они снизились на 28,6% и на 1 июня составили $3,59 млрд (эквивалентно объему национального импорта за один месяц). Притом что в начале 2011 года Нацбанк РБ планировал увеличить объем резервов до $9-10 млрд.
Резко обострилась проблема государственного и внешнего долга. За первые 4 месяца текущего года госдолг вырос на 11,3% и составил 42,67 трлн белорусских рублей. Подобными темпами рос и внешний госдолг, который по состоянию на 1 мая 2011 года равнялся $10,83 млрд при установленном лимите на этот год в пределах $13 млрд. Совокупный долг с 53% ВВП грозит увеличиться до 90% или даже 100%.
Все эти негативные тенденции проходят на фоне дефицита текущего счета и торгового баланса за первые пять месяцев в районе 18–20% ВВП.
Где занять?
Белорусские власти не ожидали, что экономическая ситуация начнет ухудшаться так быстро и так глубоко. Срочно были посланы эмиссары во все страны и организации, в которых можно было рассчитывать на получение кредитов. Первый позитивный ответ пришел от ЕврАзЭС, вернее из Кремля. Именно там решили выделить Минску $3,5 млрд на три года. Однако первый транш $800 млн, который должен поступить в Белоруссию уже в июне, явно не решит валютные и структурные проблемы белорусской экономики. Да и высказывания Алексея Кудрина относительно увязки получения кредита со свободой российских СМИ в Белоруссии говорят, что легким получение кредита от ЕврАзЭС не будет.
Правительство Белоруссии также попросило деньги у МВФ — от $3,5 до $8 млрд. Немалая сумма, если учесть, что предыдущая программа кредитования на $3,5 млрд была белорусскими властями провалена. Министерство финансов страны оценивает шансы на получение кредита как очень хорошие (в то время как западные эксперты говорят о невозможности финансовой поддержки Белоруссии без освобождения политических заключенных), а Нацбанк старается всячески понравиться МВФ. С 22 июня 2011 года ставка рефинансирования повышается с нынешних 10,5% до 18% годовых, и это уже пятое повышение с начала года.
Не исключено, что деньги могут поступить из Ирана. Президент этой страны заявил, что Белоруссия всегда может рассчитывать на его помощь. Прозвучало это как возможность выделения «другу Александру» кредита. Прошла информация, что $1 млрд может дать Туркменистан — идейный товарищ белорусского режима.
Что продать?
Тем не менее после блокировки автомобилистами центрального проспекта Минска, начавшихся флэшмобов на центральных площадях городов страны, организованных через социальные сети, после реальных угроз забастовок и потери около 700 000 рабочих мест Александр Лукашенко понял, что на одних кредитах не протянешь. В начале июня долларовый эквивалент средней зарплаты в Беларуси составил всего $252. Для сравнения: на Украине — $318. Такого унижения белорусская якобы социально-ориентированная модель еще не знала. Остро встал вопрос продажи госсобственности.
Надо продать что-то большое и дорогое, чтобы сбить валютный ажиотаж и успокоить население, а то люди могут подумать, что наступил конец вошедшей в привычку стабильности. Первой на ум пришла МТС. Белорусское государство владеет в компании 51%, за который хотело получить от российского партнера $1 млрд. На таких условиях сделка не состоялась.
Затем пришла очередь «Белтрансгаза». Первую половину этого предприятия уже купил «Газпром» — за $2,5 млрд. Столько же белорусская сторона захотела за вторую половину. Пока о достижении договоренности стороны не сообщают.
Самым лакомым куском белорусской экономики является «Беларуськалий». Это предприятие пока полностью принадлежит государству. Лукашенко оценил его в $30 млрд. О желании купить 51% «Беларуськалия» заявил Сулейман Керимов. В четверг на Петербургском международном экономическом форуме Герман Греф подтвердил, что Сбербанк готов финансировать сделку по приобретению «Беларуськалия» компанией бизнесмена Сулеймана Керимова. «Мы находимся в тесном контакте с белорусским правительством и надеемся, что будем одним из советников правительства Белоруссии в рамках приватизации», — сказал при этом Греф журналистам.
Таким образом, в самом оптимистическом сценарии белорусские власти до конца 2011 года могут получить в виде кредитов и валютной выручки от продажи госсобственности около $20 млрд. Этих денег с лихвой хватит на обеспечение макроэкономической стабильности. Останется и на многое другое, что можно охарактеризовать как потребительское и инвестиционное проедание.
Как потратить?
Первое, что надо сделать при поступлении валютных кредитов и выручки от продажи акций госпредприятий, — пополнить золотовалютный запас страны хотя бы до уровня $6 млрд и поддерживать его в режиме свободного валютного рынка. При этом желательно Нацбанку полностью рассчитаться по валютным долгам перед коммерческими банками. Данная мера позволит стабилизовать валютный рынок и выйти на единый курс белорусского рубля.
Не менее важная статья расходов — обслуживание валютных долгов государства и коммерческих организаций. На эти цели в 2011 году нужно $6,5-7 млрд при условии продления краткосрочных валютных долгов коммерческих организаций еще на $3-5 млрд. Так что либерализация текущего счета платежного баланса наверняка потребует около $5 млрд валютных интервенций.
Следующая статья затрат — покупка нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии. На это до конца года нужно около $6 млрд. Правительству Беларуси критически важно, чтобы белорусский рубль не был сильно обесценен, так как покупать валюту на оплату энерготоваров при курсе 8000 белорусских рублей за $1 будет очень сложно.
В конце мая правительство Белоруссии приняло робкую попытку ограничить госрасходы и дефицит бюджета 1,5% ВВП. Но сделать это без неналогового финансирования госрасходов будет крайне сложно. Финансирование госпрограмм урезали только на 30%. Оставили бюджетные инвестиции на строительство молочных ферм, жилья, трансферты ЖКХ и, конечно, агропромышленный комплекс. Он в докризисные времена поглощал до 15% ВВП. Поскольку аграрное лобби в Беларуси самое мощное, то свою часть бюджетных ресурсов оно наверняка получит. Пусть не 15%, но ниже 10% ВВП явно не опустится.
Есть еще пару десятков программ развития разных секторов экономики. Они требуют ежегодных бюджетных трат в несколько сот миллионов долларов. Есть программа инновационного развития, на которую бюджет ежегодно тратит до $1,5 млрд. Наконец, есть бюджетники и рабочие заводов. Их приучили к зарплате около $500 в месяц. Теперь они требуют индексации. Не факт, что правительство сумеет «заморозить» доходы во имя макроэкономической стабильности, на которой настаивает и ЕврАзЭС, и МВФ, и обыкновенный бизнес Беларуси.
Есть еще десятки программ развития разных секторов экономики и сохранения институтов Госплана, требующие ежегодных бюджетных трат в миллиарды долларов. Например, программа инновационного развития, на которую бюджет ежегодно тратит до $1,5 млрд, программа «Бытовая электроника» или госпрограмма «Создание национального банка генетических ресурсов растений для выведения новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, сохранения и обогащения культурной и природной флоры». Список можно продолжать долго.
А пока же, в самый разгар кризиса, правительство решило индексировать на 26,6% доходы бюджетников. Бюджет прожиточного минимума вырос с 343 300 белорусских рублей ($68,7 по официальному курсу) до 434 600 ($87).
Белорусские власти давно научились тратить чужие деньги. Чего они не умеют — проводить системные, рыночные реформы. Впрочем, к этому по-серьезному не принуждал их пока ни один кредитор.
фото: East News/AFP