Прошло 150 лет со дня отмены крепостного права, а предстоящие реформы в России затрагивают те же сферы, что и преобразования Александра II
Автор — научный сотрудник лаборатории институциональных проблем Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара
3 марта (или 19 февраля по старому стилю) исполнилось 150 лет со дня отмены крепостного права. Освобождение крестьян стало первым шагом на пути системной трансформации Российской империи. За ним последовали судебная, военная, земская (местного самоуправления) реформы, которые предполагали либерализацию общественно-политической жизни. Институциональные преобразования 1860-х годов стали основой для последующего продвижения России в сторону индустриального общества.
Сегодня, как и в середине XIX столетия, Россия стоит на пороге нового этапа развития — но не индустриального, а постиндустриального. Об этом свидетельствует в первую очередь тот факт, что Россия вступила в демографическую фазу, для которой характерен процесс старения населения. В ближайшие годы ключевой задачей для российских властей станет проведение реформ, необходимых для адаптации социально-экономических и политико-правовых институтов к вызовам постиндустриальной эпохи. При этом некоторые реформы будут затрагивать те же сферы, что и преобразования Александра II.
Судебная реформа
Независимая судебная система — фундаментальный институт эффективного государства, гарантирующего законность и правопорядок, соблюдение прав граждан, нормальные условия для осуществления инвестиций и экономического развития. С полной уверенностью можно говорить о том, что в современной России этого института нет. Для обеспечения подлинной независимости судебной системы необходимо ввести уголовное преследование представителей исполнительной власти и других лиц за любые попытки давления на деятельность судов, а также неминуемый импичмент для высших должностных лиц (включая президента России и губернаторов) в случае доказанных попыток вмешательства в деятельность судов.
Важную роль должны сыграть такие меры, как: запрет на назначение судьями выходцев из силового корпуса (для борьбы с обвинительным уклоном судов); формирование судейского корпуса из адвокатов и независимых ученых-юристов, устранение института «регулярных переаттестаций» судей; исключение представителей исполнительной власти из квалификационных коллегий; ликвидация института председателя суда. Помимо этого необходим общественный контроль за деятельностью судейского корпуса, который должен осуществляться через активное представительство общественных и неправительственных организаций в области юриспруденции в квалификационных коллегиях. Соответствующие общественные организации должны вести мониторинг принимаемых конкретными судьями решений с целью своевременного выявления фактов лоббирования судьями различных специальных интересов и вынесения таких фактов на рассмотрение квалификационных коллегий.
Военная реформа
Кризис призывной армии — неотъемлемая черта российских реалий последних двух десятилетий. Причины этого следует искать не только в снижении престижности военной службы и недофинансировании армии, но и в изменении демографической ситуации. Призывная система комплектования Вооруженных сил характерна для стран, еще не совершивших демографический переход и находящихся на ранних этапах индустриализации. Например, в Китае служба в армии является важным социальным лифтом для юношей, выросших в деревне в многодетных семьях и желающих выбраться из бедности. В развитых странах, где городская семья с единственным сыном, получившим как минимум среднее образование, стала правилом, кризис призывной армии — данность. Первой страной, отменившей призыв, стали США (1973 год). Примеру американцев последовали все западноевропейские страны.
Наша страна к числу развитых не относится, но, как уже указывалось выше, по демографическим показателям Россия — постиндустриальное общество, в котором нормой является добровольческая армия. Последние два года стали ярким свидетельством кризиса призывной системы комплектования Вооруженных сил: из-за перехода на годичный срок службы потребовалось ежегодно призывать на службу 700 000 молодых людей, тогда как число молодых людей 18-летнего возраста достигло чуть более 800 000 человек. Неудивительно, что после этого Генштаб выступил с предложением увеличить призывной возраст с 27 до 30 лет, сделать призыв новобранцев круглогодичным и обязать призывников являться в военкоматы без повесток под страхом уголовного преследования. Однако увеличение призывного налога является абсолютно неприемлемым для общества.
Решением проблемы может стать только переход на профессиональную армию. Необходимо повысить зарплату солдатам до такого уровня, чтобы желающих служить было достаточно, тогда служба по контракту будет привлекательной. Вне всякого сомнения, отмена призыва будет поддержана большинством российского социума. Для проведения реформы необходимо будет преодолеть сопротивление влиятельных групп давления в Министерстве обороны и Генштабе, заинтересованных в сохранении призывного рабства.
Реформа местного самоуправления
Результаты реформ местного самоуправления в 2000-е годы оказались катастрофическими. Вопреки декларациям российское государство не только не предоставило органам местного самоуправления финансовые и экономические ресурсы, но и восстановило централизованный контроль над ними. Политическая и экономическая рецентрализация управления страной, деградация демократических институтов выхолостили суть местной автономии и местной демократии. Местное самоуправление оказалось встроенным в качестве нижнего звена, не располагающего большими полномочиями и слабо подотчетного гражданам, в иерархию вертикали власти во главе с президентом.
Нынешнее отношение федерального центра к местному самоуправлению как к «приводному ремню» «управляемой демократии» недальновидно. На «ручном» управлении из центра не разрешить проблем тысяч российских городов и селений. Если не обладающие полномочиями и ресурсами муниципалитеты останутся лишь слабым звеном в иерархии вертикали власти, то глава государства должен будет нести всю полноту ответственности за любые провалы и сбои в решении повседневных проблем граждан. Мировой опыт показывает, что такая большая и разнообразная в своих проявлениях страна, как Россия, в долгосрочной перспективе сможет успешно развиваться, только имея сильный институт местного самоуправления.
По всей видимости, в ближайшие годы Россию ожидает дальнейшая стагнация местного самоуправления. Однако долго такое положение сохраняться не может: без этого института невозможно мирное разрешение социальных и этнических конфликтов на «низовом» уровне, запуск болезненной, но столь необходимой реформы ЖКХ. В перспективе давление со стороны бизнеса и населения как потребителей местных общественных благ может поспособствовать появлению в городах движения в поддержку местного самоуправления. Укрепление местной политической и экономической автономии будет выгодно Кремлю, который не должен отвечать за вывоз мусора в районных центрах.
Преобразования, направленные на становление институтов постиндустриального общества, рано или поздно необходимо будет проводить. Хотелось бы, чтобы они осуществлялись в условиях мирного (как при Александре II), а не революционного (как в России начала и конца XX столетия) времени. Из истории известно, что революция — это приговор элитам, не способным вовремя провести назревшие реформы. Будет ли вынесен подобный приговор сегодняшней российской элите? На этот вопрос смогут ответить только историки будущих поколений.
Автор — научный сотрудник лаборатории институциональных проблем Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара