Автор — обозреватель «Новой газеты»
Рассказывают, что повелитель правоверных Гарун аль-Рашид (он же Харун ар-Рашид), переодевшись в купеческое платье, бродил по ночному Багдаду, чтобы узнать истинное положение дел. Пожалуй, это будет следующий шаг нашего президента, если он, согласно завету Юрия Андропова, захочет узнать страну, в которой живет. Правда, ночная Москва нынче опаснее Багдада VIII-XIX веков нашей эры. К тому же ФСО привыкла зачищать все пространство в километровом радиусе от президента, поэтому едва ли он мог бы остаться незамеченным, решив пойти в народ.
И тем не менее внезапный кавалерийский наскок Дмитрия Медведева со свитой из силовиков на Киевский вокзал состоялся. Виновным наш халиф назначил верного визиря премьер-министра Владимира Якунина. Точно так же посланцы Андропова боролись за дисциплину в начале 1980-х, совершая наскоки на парикмахерские и магазины, где советские люди имели слабость нерационально использовать рабочее время и пренебрегать своими служебными обязанностями. Досталось и торговой мафии. Это и была модернизация по-андроповски: делал как умел. Как ему виделось наведение порядка с Лубянки. По тому же пути пошел и Дмитрий Анатольевич, хотя в таких его действиях можно усмотреть и элементы модного нынче ручного управления: сам безопасность на вокзале не наладишь — никто не наладит. В том числе и шикарный милиционер, будущий полицейский, похожий на раздобревшего на вокзальных харчах дядю Степу, смотревший без тени смущения и страха на отчитывавшего его президента и созерцавших его снизу вверх Нургалиева, Чайку, Бортникова.
В РЖД, понятное дело, все перепугались. По определению Якунина, встали на уши. Прокурору Чайке даже было предложено разобраться с железнодорожной монополией, не обеспечивающей безопасность. Гарун аль-Рашид в таких случаях немедленно приказывал отрубить голову. Тоже ручное управление.
Что это? Покушение на поляну премьер-министра? Покушение на святое — путинские кадры? А ведь Владимир Якунин многими рассматривался как подлинный преемник Владимира Владимировича и будущий президент. С железнодорожной отраслью это бывает: Николай Аксененко, царь и бог путей сообщения, ходил в статусе преемника Бориса Ельцина. Закончилась его карьера, правда, плохо, что не отменяет исторического факта — он мог оказаться на месте Путина. Или то, что мы наблюдали на Киевском, всего лишь игра, целиком и полностью согласованная дуумвирами друг с другом и потому совсем не страшная для Якунина?
И то правда. Чайка получает множество поручений от президента, и никому не страшно, и ничего это не значит. И дело не только в том, что времена вроде как более вегетарианские, чем, скажем, советские. Вертикаль у нас такая — немного бумажная. А вот представим себе, что товарищ Хрущев или товарищ Брежнев говорят генеральному прокурору товарищу Руденко: «Разберитесь там с этим МПС, что за бардак у них!» Все, конец. Летят головы железнодорожных генералов. Сам бы Бещев, министр, а до этого нарком путей сообщения, не устоял бы (хотя в реальности он рулил отраслью почти 30 лет).
Эффект от посещения вокзала скорее отрицательный. Еще раз показано, что у нас действует только ручное управление: нет такого института, как соблюдение безопасности на транспорте. Еще раз продемонстрировано, что «на уши» встают только в тех ситуациях, когда устраивается публичный разнос. А сам публичный разнос как инструмент управления обесценивается от частого употребления: только днем раньше Путин наезжал на топливных генералов, а Медведев назначал ответственных за инфляцию. Высшая бюрократия еще раз убедилась: у начальства такая ролевая функция — покричать, постучать кулаком по столу, посмотреть исподлобья. Это не значит ровным счетом ничего. Реальных механизмов исправления ситуации все равно ни у кого нет.
В худшем случае кого-нибудь снимут. Но кого это пугает во времена всеобщей круговой поруки чиновников. И потом не Якунина же уберут с высокой должности. Такими кадрами не разбрасываются.
Мало кто заметил, что реальный-то «герой» в этой ситуации — стоявший рядом с президентом в симпатичном таком пуховичке министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Милиция пока еще ему подчиняется, а не Владимиру Якунину. Кажется, произошла ошибка в объекте. Что еще больше обесценивает проведенную операцию под кодовым названием «Вокзал».
Кстати, халифа в его ночных прогулках и даже в более пикантных ситуациях тоже нередко сопровождал визирь Джафар Бармакид. Потом он впал в немилость вместе со всем своим кланом Бармакидов и по приказу Гарун аль-Рашида был распят. Восток — дело тонкое…
Автор — обозреватель «Новой газеты»