25 октября — последний день проведения Всероссийской переписи населения — 2010. Переписи, о которой все слышали, но в которой далеко не все приняли участие. А следовательно, очередное начинание обернулось профанацией под соусом громких, почти по-комсомольски задорных лозунгов: «Данные переписи уникальны, их невозможно получить при текущем учете или использовании данных административных источников» или «Итоги переписи имеют долгосрочную перспективу».
Любой человек, даже немного знакомый со статистикой или математикой, понимает, что чем сложнее расчеты, тем выше погрешность при получении результата. Применительно к переписи это означает, что для переписчиков в первую очередь представляют интерес мегаполисы и крупные города с высокой внутренней и внешней миграцией, где очень сложно вести текущий учет населения. В небольших и потихоньку вымирающих городах, где все друг друга бувально знают в лицо, переписчики не принесут каких-то новых данных: сведения прошлой переписи, скорректированные на информацию ЗАГС, достаточно точно отражают реальность.
Но при этом качество работы переписчиков в городах и городках диаметрально различается: в городах они работают спустя рукава, а в городках и поселках выкладываются по полной. Почему так получилось? В небольших городках и поселках 5500 рублей — неплохая прибавка к достаточно низким доходам, и люди стараются добросовестно выполнить свою работу. Небольшие населенные пункты живут «по-советски» или, можно сказать, «по-европейски», то есть для большинства рабочий день заканчивается в пять или шесть часов вечера, а единственным развлечением является телевизор, поэтому переписчик вечером, с семи до девяти, может обойти квартиры и дома и, возможно, узнать, кто там живет. При этом переписчик — это не совершенно неизвестный человек, а Валя или Люда из соседней пятиэтажки. Но даже им по нынешним временам, когда каждый россиянин с подозрением или ненавистью относится к другому жителю нашей страны, не всегда открывают дверь.
А что же происходит в Москве? Пятью с половиной тысячами рублей трудно заинтересовать кого-либо, кроме студентов 1-2 курса. Но у молодежи всегда есть планы на вечер, а под прикрытием государственного дела можно прогулять пары в университете — вот и ходят молодые переписчики по квартирам днем, когда на месте они могут застать только немобильных пенсионеров, которые могут и дверь не открыть, пригрозив милицией. Да и днем не очень-то они ходят. Приболевший знакомый пролежал почти все дни переписи дома и так и не увидел ни одного человека в синем шарфе со свистком и сумкой. На выходных, решив выбраться на свежий воздух, он обнаружил в своем почтовом ящике листовку, что к нему приходили переписчики и не застали его дома, поэтому Росстат предлагает пройти перепись в стационарном пункте. Поговорив с соседями по подъезду, знакомый понял, что его ситуация не уникальна. Переписчики поступили мудро: зачем тратить дни на обход квартир, если можно управиться за пару часов, разложив листовки по почтовым ящикам. Ни знакомый, ни его соседи на стационарный пункт не собираются. Впрочем, значительная часть опрошенных знакомых и вовсе не видела ни листовок, ни самих переписчиков.
Вот и получается, что на выходе мы получим результат действительно «уникальный» — проведена перепись без самой процедуры переписи, — но не имеющий ничего общего с реальностью. А значит, и 17 млрд рублей, выделенные на перепись, оказались выброшенными на ветер.