Снятие Лужкова — сплошная политическая импровизация, и в этом главная опасность такой операции
Автор — директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне
Вопрос, кто займет место Лужкова, гораздо более важен, нежели вопрос, снимут его или нет. Найти подходящую кандидатуру на его место нелегко. Во-первых, этот человек должен быть знаком с реалиями Москвы, но при этом не являться частью той или иной московской команды. Во-вторых, он должен быть готов включиться в работу столицы буквально в день своего назначения, а не заниматься многомесячной сдачей дел на прежнем месте и вхождением в курс дела. Из того списка лиц, который сейчас гуляет по прессе, на мой взгляд, ни один кандидат не подходит. В-третьих, это должен быть человек, не входящий в российскую, если ее так можно назвать, политическую тусовку: нужен человек малоизвестный, не очень раскрученный, который где-то тихо сидел до этого назначения, — мне кажется, что именно такой человек будет в стиле назначений Владимира Путина. Судя по всему, нас ждет неожиданное назначение: фамилия нового мэра будет многим удивительна, а многим, может, даже и неизвестна.
Сегодняшняя ситуация, на мой взгляд, мало связана с личностью самого Лужкова или с разрывом в тандеме. Мы постоянно наблюдаем возникновение каких-то тупиковых ситуаций в той политической системе власти, которая сложилась в стране. Но когда это происходит, к примеру, в Калининграде, это не вызывает такого интереса, потому что это, что называется, провинция. Теперь точно такая же ситуация складывается в Москве, где назначали и поддерживали мэра, будем честны, не по тем причинам, по которым стоит поддерживать или назначать руководителя такого уровня. В результате возникла ситуация, в которой снять его очень трудно. Его власть поддерживается огромным количеством личных договоренностей, связей, обязательств и т. д. Все друг от друга зависят, много лет работают вместе. Уже давно все завязано на крепких неформальных отношениях, к которым не имеют никакого отношения ни избиратели, ни закон, ни процедуры снятия или назначения. Просто целиком отсутствует возможность цивилизованного выхода из такой ситуации, поэтому все оборачивается грязной борьбой, которую очень легко спровоцировать в любом регионе страны.
Если строить все не на принципах нормального эффективного государства, разруливать такого рода ситуации обычными процедурами станет невозможно. Надо будет искать какие-то грязные технологические решения, компроматы и т. д. Именно это мы и видим сейчас. Понятно, что все это не очень хорошо — как для самой системы власти, так и в целом для государства, которое постоянно находится в ожидании очередного экспромта власти. Вся история с подготовкой снятия Лужкова — это сплошная политическая импровизация, и это самое опасное. Потому что из этого вытекает непредсказуемость развития страны.
Понятно тем не менее, что эта ситуация с Лужковым не может продолжаться долго. Следующий год — выборный для Госдумы и регионов, и «Единой России» надо определиться, так как затянувшийся скандал может сильно ударить по репутации ЕР и расколоть партию. Помимо этого он может ударить как по отношениям тандема с партией, так и по отношениям внутри самого тандема. Поэтому понятно, что тянуть с Лужковым никто не будет. Его не снимают сейчас лишь потому, что идет тщательный кастинг кандидатов на его место. Надо еще учитывать, что далеко не каждый согласится пойти на эту должность. Непросто найти человека, который через полчаса после снятия мэра, пробывшего в должности два десятка лет, будет готов войти в его офис и начать руководить этим городом.
Автор — директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне