Византийские ритуалы и современная экономика несовместимы
Автор — заведующий лабораторией Института экономической политики
Пермский форум, на который я езжу не первый год, начался с культурного шока. Нам зачитали приветственные речи высокопоставленных государственных деятелей нашей страны. Читатели, раньше никогда не бывавшие на форуме в Перми, могут не понять изумления завсегдатаев, ведь именно так открывается большинство провинциальных мероприятий, где не могут присутствовать национальные лидеры, а приветственный адрес от них зачитывает уполномоченный на то чиновник. Считается, что это придает статус мероприятию.
Лично я с большим удовольствием послушал бы мнение руководителей нашего государства о культурной политике и новой экономике. Мне важно их мнение, интересны акценты и интонации, живая реакция на вопросы. Но здесь ситуация совершенно иная. Сотрудники аппаратов высокопоставленных лиц регулярно пишут шаблонные приветственные речи, аккуратно заменяя «Пермь» на «Томск», «инновации» на «модернизацию», «культуру» на «физкультуру». Есть в этом что-то неправильное, почти мошенническое, когда мелкий чиновник потратил три минуты своего времени на написание речи, в которую не вложил ни души, ни ума, а затем огромный зал, сотни людей тратят свое время на потребление такого политического и культурного фастфуда. Самое обидное, что Пермь всегда была исключением из правил. На предыдущих форумах такого не было: сразу, без ненужных византийских ритуалов, начинался диалог по важнейшим проблемам региона и России в целом.
Кто-то скажет: «Мелочь, подумаешь, потратил 10 минут лишних». Но именно такие традиционные элементы нашей культуры мешают создать новую экономику. Для новой экономики с ее огромными информационными потоками важно качество информации, скорость ее получения и обработки. Информационный шум в виде бессодержательных текстов и бессмысленных передач по ТВ в постиндустриальной экономике — это такое же неэффективное использование ресурсов, как сжигание попутного газа при добыче нефти в индустриальной экономике.
В наиболее развитых духовных традициях каждое мгновение воспринимается как дар Божий, его надо правильно использовать, потому что второго шанса у нас не будет. Тот, кто не дорожит каждой секундой, не дорожит всей жизнью. Если бы в нашей культуре доминировало такое отношение ко времени, то на форуме мы задали бы больше вопросов выступающим, а в масштабах всего общества у нас появилась бы возможность уделить больше внимания родным и близким, чиновники отказались бы от «мигалок» и нашли менее затратные для общества средства экономии своего времени. В результате повысилась бы производительность труда, удовлетворенность качеством жизни, окрепли бы социальные связи между людьми.
Отказ от византийских ритуалов — это один из необходимых шагов на пути к адаптации нашей культуры к постиндустриальному обществу. Нынешние и будущие российские инноваторы — это не Королев и Павлов (как надеется Анатолий Борисович Чубайс), которые, не разделяя ценностей советской власти, тем не менее работали на родную страну. Это молодые люди с постиндустриальными ожиданиями, которые могут легко реализоваться в любой точке мира, если наша страна, в том числе и культура ее власти, окажется недостаточно конкурентоспособной. Например, один томский студент, который неплохо заработал на разработке программы, позволяющей облегчить просмотр товаров в интернет-магазинах, уже имеет фирму в Калифорнии, а не в России.
Автор — заведующий лабораторией Института экономической политики