Блогер vg_vg, которого члены движения «Наши» отождествляют с руководителем Федерального агентства по делам молодежи Василием Якеменко, признался в ЖЖ, что спит с несовершеннолетними активистками молодежных движений. Чуть раньше пресс-секретарь одного из этих движений распространила пресс-релиз, заканчивающийся словами «А Шевчук — ни политик, ни музыкант. Он – кусок г..на!» Еще раньше в эфире государственного телеканала за сутки до описываемых в нем событий появился снятый заранее сюжет об уборке подмосковных лесов молодежными активистами. Неделей ранее, когда в Центральной России горели леса, сенатор, возглавляющий молодежное подразделение правящей партии, принял участие в тушении пожаров, да так удачно, что все сразу обратили внимание — сенатор вначале сам поджег дерево в негорящем лесу, а потом героически его потушил. В газетах пишут теперь, что карьера сенатора, по данным источников, вот-вот закончится.
В России привыкли к тому, что август — месяц во всех смыслах катастрофический. В этом году какую-то странную катастрофу переживает — хотелось бы сказать, кремлевский пиар, но это было бы не вполне точно. С кремлевским пиаром все как раньше: президент Медведев гуляет по сочинским набережным с певцом Боно, премьер Путин рыбачит с медведями и берет анализы у китов. Глупые и, кажется, непоправимые провалы случаются только с молодежной частью кремлевских ведомств. Скандалы происходят ежедневно, и в каждом из них ключевое слово — «молодежный». Выглядит это так же странно, как подорожание гречки при полной стабильности цен на рис и другие крупы. Почему дорожает гречка? Непонятно. Почему в обидные скандалы попадает кремлевская молодежь и только молодежь? Тоже непонятно.
Риторика Кремля и работающих на Кремль пиарщиков меняется от совещания к совещанию, причем после каждого следующего совещания Кремль, кажется, забывает слова, звучавшие на предыдущем. Среди моих знакомых, имеющих несчастье зарабатывать на жизнь воспеванием существующей власти, есть добрый десяток молодых и не очень граждан, успевших побывать в течение одного года консерваторами, модернизаторами, радикальными националистами и толерантными правозащитниками. В такой переменчивости, вероятно, стоит искать разгадку пресловутого «отрицательного отбора», ставшего кадровым критерием для «Единой России» и лояльных Кремлю молодежных движений: поддерживать взаимоисключающие шаги и слова своих начальников могут, очевидно, только абсолютно бессовестные люди. Популярный с некоторых пор автор статей на сайте «Молодой гвардии Единой России» Владислав Ловицкий, сражающийся с оппозицией с помощью явных пародий на политические тексты времен позднего сталинизма, стал теперь главным живым символом прокремлевской риторики — пишет какие-то гадости, но в каждой строчке сквозит: все это игра, все это понарошку, верить в это всерьез невозможно.
Два года назад, когда считающийся либеральным политиком Дмитрий Медведев стал президентом через полгода после почти фашистской предвыборной кампании единороссов, многие ждали, что среди первых шагов нового главы государства будет сворачивание самых одиозных политических проектов «старого» Кремля, прежде всего молодежных. Слова коммерсантовского «источника в Кремле» о «ликующей гопоте», которая в новых условиях никому не нужна, вошли почти в поговорку. Но шли дни, недели и месяцы, никто не распускал ни «Наших», ни «Молодую гвардию». Якеменковская Росмолодежь — вообще новый, уже медведевских времен государственный орган, а сам президент этим летом даже плясал на Селигере вместе с «ликующей гопотой». И начинало казаться, что ничего не изменится, что это все навсегда.
Но прошел месяц, и все посыпалось. Сенатор Гаттаров, сюжет «Вестей», концерт на Пушкинской. Оказалось, что для выпадения из политики могут не понадобиться специальные решения президента или кого-то еще — нужно просто подождать, пока отрицательный отбор сделает свое дело.