«Скоро осень, за окнами август, от дождя потемнели кусты…» — пела прекрасная Нина Бродская песню Яна Френкеля, слова Инны Гофф. Но это было давно, когда бывший советский народ еще не боялся наступления августа с его традиционными переворотами, дефолтами, авиакатастрофами, взрывами, а теперь еще и пожарами.
Впрочем, премьер Путин не согласен с августовским рефлексом страха: «У нас много было проблем в стране во все времена: и печенеги Россию терзали, и половцы, и рыцари, и Великую Отечественную мы прошли. Россия все выстояла, все пережила…», — сообщил он на совещании в Национальном центре по управлению кризисными ситуациями МЧС. Наверное, он хотел нас подбодрить. Но сравнение с Великой Отечественной как-то того-с… не взбодрило.
На сегодняшний день в пожарах погибло 40 человек, без крыши над головой осталось почти 3 000 человек. В ЖЖ москвичи делятся друг с другом соображениями, где нет дыма в Москве и куда можно отправить детей. Блогеры каждый день выкладывают свои репортажи, вот что пишет из Белгородской области igorkomarov: «В Незнамово приехали пожарные практически со всей Белгородской области… Неприятно отразилось на ситуации то, что в этот день колонна современных пожарных автомобилей из областного центра отправилась на тушение пожаров в Московский регион. Но зато каждую пожарную машину, работающую в Старом Осколе, контролируют по системе «Глонасс» напрямую из Москвы примерно так: «Вы не доехали до очага возгорания еще 100 м. Почему остановились?» У нас закончилась вода и мы помчались к реке. Но тут местная жительница вывела на середину дороги стадо коров. Вообще была очень хорошо заметна позиция деревенских: моя хата с краю. Нехай у соседа дом горит. Мощная мобильная насосная станция закачивает в подъезжающие пожарные машины воду из ближайшей реки Убля со скоростью 110 л в секунду».
Очень точное название реки в Белгородской области запросто может стать символом нынешнего лета. И в особенности действий разнокалиберных чиновников по ликвидации последствий и предотвращению повторений. Собственно, на сегодняшний день этим возгласом имени белгородской реки могут сопровождаться несколько очевидных вопросов:
- Где же хваленая супертехника МЧС, почему современных пожарных расчетов так мало и огонь во многих местах тушат тазиками? Мы все как один страшно гордимся тем, как МЧС оказывает помощь нашим далеким зарубежным братьям и сестрам, но как-то мы на них тоже хотели бы рассчитывать. Путин на совещании в МЧС сказал, что «сейчас не время выяснять отношения», но это мы уже давно выучили, хотелось бы понять, когда такое время наступит и наступит ли?
- Хотелось бы узнать поподробнее, отчего это в этом году не были выкопаны специальные водоемы для поддержания влажности торфа, как это делалось со времен Царя Гороха. И нет ли здесь вины законодателей и инициаторов введения новых кодексов, Лесного и Водного? Эти Кодексы были приняты в 2008 году, после чего — согласно новым законам — были ликвидированы лесничества, лесоохрана, ликвидирован федеральный учет и контроль лесного фонда. У лесов появились хозяева — компании и частные лица. То есть охрана этого хозяйства тоже стала частным делом, как и копание специальных водоемов для поддержания влажности торфа. Если частный лес застрахован, почему бы ему и не сгореть?
- Всем известно, что наша доблестная милиция вплотную занята охраной частных интересов неких чиновников, решивших судьбу Химкинского леса и прилегающих территорий, поэтому ей некогда ловить в других лесах «черных лесорубов», которые оставляют за собой валежник, негодные к продаже ветки, а также костры. Что еще должно сгореть, чтобы милиция занялась «черными лесорубами»?
- Всем ли очевидно, что неадекватное обещание неадекватной финансовой и иной помощи провоцирует новые пожары? На возмещение ущерба погорельцам федеральный бюджет выделит 5 млрд рублей. Максимальный размер компенсации — 3,2 млн рублей: по 100 000 рублей из федерального и региональных бюджетов за сгоревшее имущество, 2 млн — на строительство жилья, 1 млн — на необходимую инфраструктуру. Но дело не только в компенсациях. Сегодня (по информации «Русской службы новостей») стало известно, что жители Владимирской области самостоятельно подожгли свою деревню, узнав из неких источников, что новые дома погорельцам будет строить немецкая компания. Они провели собрание, устроили тайное голосование и решили не препятствовать огню и не бороться с ним. При этом они подсчитали силу и направление ветра, а также скорость распространения огня. Арендатор лесов также решил поджечь деревья на своей территории — таким образом он собирается расчистить землю под коттеджи, чтобы потом выставить их на продажу. Еще прекрасный момент: в Ивановской и Московской областях в ближайшее время будут объявлены подрядчики строительства новых домов, причем в Подмосковье из-за сжатых сроков подрядчика выберут без конкурса. Дома будут строиться площадью в 100 кв. м из расчета 30 000 рублей за 1 кв. м.
Это ж клондайк. Ну как тут не сгореть нашей Вороньей слободке, подожженной сразу с шести концов.