Вчера вечером возглавляемая премьером Путиным бюджетная комиссия правительства одобрила основные параметры бюджета-2011. Обсуждался, как обычно, весь трехлетний период. Но качество экономического и бюджетного прогнозирования таково, что имеет смысл обращать внимание только на ближайший год. К тому же бюджет слишком зависит от внешних условий, чтобы строить долгосрочные планы. Тут больше подошли бы сценарии типа «в случае аварии выдерните шнур, выдавите стекло…»
План на 2011 год российский Минфин верстал в тревожное для многих стран время «бюджетного аскетизма» (austerity). Государствам, в чью способность погашать долги инвесторы не верят, приходится нещадно резать расходы. Наш бюджет на этом фоне легко прошел бы самые строгие придирки Еврокомиссии и инвестиционного сообщества.
Доходы в 2011 году должны составить 8,6 трлн рублей, расходы — 10,4 трлн, дефицит — 3,6% ВВП. Казалось бы, не так уж и хорошо. Но нужно учесть неизменную особенность российского бюджетного планирования — целенаправленное занижение доходов процентов на 10-15, призванное обмануть отраслевых лоббистов. Эта тактика отработана Минфином до совершенства и срабатывала безукоризненно, исключая 2009 год, когда случился неожиданный для чиновников коллапс ВВП и цены нефти, а крупнейшие компании не смогли рефинансировать долги.
Доходы, похоже, занижены и сейчас. Посмотрите на бюджетные итоги первого полугодия 2010-го. Доходы почти достигли 4 трлн рублей при плане за год в 7 трлн. Резонно предположить, что за весь нынешний год доходы составят 8,2–8,3 трлн, а если в конце года в экономике наметится оживление, то как минимум 8,5 трлн. Примерно та же история была и в прошлом году: при плане в 6,7 трлн рублей доходы достигли 7,3 трлн. В этом году превышение прогноза обещает быть более ощутимым: во-первых, планировали год назад уж очень консервативно, во-вторых, нефть и вправду дорога. Таможня обеспечивает уже практически половину бюджетных доходов.
Только 3-4%-ный рост ВВП и 5-7%-ная инфляция по идее должны увеличивать бюджетные доходы на 8-11%. В будущем году, по прогнозу Минэкономразвития, рост ВВП и цен будет немного ниже, чем в этом году. Но при прочих равных 9-10%-ный рост доходов бюджету обеспечен. Плюс еще увеличение акцизов, сокращение льгот нефтяникам, повышение НДПИ на газ, взносов в социальные фонды…
При самом консервативном прогнозировании на 9,4-9,5 трлн рублей доходов бюджет может рассчитывать вполне твердо. Разумеется, при тех предпосылках вялого роста экономики, которые заложены в прогноз (если нефть сильно подешевеет, а ВВП снова будет падать, никакого роста доходов мы не увидим). Получается, реальный дефицит будет примерно вдвое ниже планового — не больше 1,8-2% ВВП. Как будто и не кризис на дворе.
С расходами еще круче. Сильно просчитавшись перед кризисом и столкнувшись затем с необходимостью масштабной поддержки экономики и банков, правительство уже год как ведет себя предельно осторожно. Расходы прошлого года — 9,7 трлн руб. Нынешнего — 9,9 трлн. Будущего — 10,4 трлн. По нашим меркам это никакой не рост. В реальном выражении расходы уменьшаются.
Тут, видимо, проявляется редкое макроэкономическое преимущество авторитарных режимов. Правительство чувствует себя настолько уверенно, что не считает себя обязанным «покупать» голоса избирателей. По крайней мере из макропараметров бюджета намерений правительства «переплатить» за голоса не видно. Разумеется, это «преимущество» с лихвой нивелируется потерями из-за неэффективных и не контролируемых обществом расходов.
В горизонте года-трех бюджетная ситуация в России очень хороша. В то время как страны, чей ВВП сильно упал из-за кризиса, мучительно пытаются за пятилетие снизить дефицит с 10-12% до 4-5% ВВП, российское правительство прячет за якобы 4%-ным дефицитом 2%-ный.
Но настолько же плоха ситуация с бюджетом в долгосрочном плане. Дело в том, что дефицит бюджета в США и европейских странах вызван кризисом. Если бы экономика росла нормально, дефицит там был бы в рамках приличий. В России совсем не то. Даже 2%-ный дефицит при цене барреля нефти $70 еще года четыре назад не мог присниться и в кошмарном сне. А на подходе много масштабных проектов, не сулящих доходов, — Сочи-2014, Сколково… Все инвестиционные расходы государства типа дорожного строительства тем временем только дорожают, не прибавляя в эффективности.
Плюс пенсионная проблема, о которой много писал Владимир Назаров из ИЭП. Несмотря на повышение страховых взносов, дефицит Пенсионного фонда понемногу подбирается к 1 трлн рублей. Сокращением каждого пятого федерального чиновника бюджетную проблему решить вряд ли удастся.
Автор — экономический обозреватель