Сокращать бюджетные расходы очень трудно. Особенно тяжело резать зарплаты — еще Кейнс сетовал на их негибкость. Психологически людям гораздо легче примириться с потерей реальных доходов вследствие инфляции (при постоянных доходах), чем с утратой номинальных доходов при стабильных ценах.
Но сейчас у нескольких европейских стран нет другого выхода, кроме как резать бюджетные расходы. Список стран, которым это необходимо, все растет. В конце прошлой недели зампред венгерской правоцентристской партии Fidesz Лайош Косу сообщил, что Венгрия, так же как и Испания, Португалия и Греция, находится на краю долгового кризиса и с большой долей вероятности избежать его не получится. Каким образом пытаются сократить свой дефицит страны, испытывающие долговые проблемы?
Нескольким странам приходится сокращать зарплаты бюджетников — врачей, учителей и др. В повышении налогов поведение стран тоже различается: одни, как Португалия, повышают общие налоги. Другие стремятся в первую очередь собрать побольше с богатых граждан и компаний, занимающихся добычей ресурсов.
Почти обреченные на неудачу попытки греков привести бюджет в порядок могут сигнализировать другим правительствам, что легче «дефолтнуть», чем резать расходы, цитирует Bloomberg кредитного стратега Citigroup Мэтта Кинга. Для пары стран Европы реструктуризация долга — неизбежность, соглашается Роберт Манделл, нобелевский лауреат и «отец евро».
Действительно, если стоимость обслуживания долга будет расти, несмотря не предпринимаемые усилия (или из-за невыполненных обещаний), несколько стран могут отказаться от сверхусилий и заставить инвесторов пойти на реструктуризацию долга. Да, это большие имиджевые потери, но в глазах инвесторов, а не электората.
Российскому бюджету секвестр пока не грозит: помогают дорогая нефть и инфляция. Но от сильного повышения социальных расходов правительство воздержится: «подарки» пенсионерам и бюджетникам планируются только на конец 2011-го — начало 2012 года.