История борьбы с капитализмом в Англии практически ровесница самому капитализму. Вот и сегодня утром спешащие в офисы работники лондонского Сити встречают на пути прикрепленные скотчем к земле палатки, а возле них около 250 протестующих в масках с плакатами «Деньги — это не все», «Банки спасли за наш счет» или «Goldman Sachs — исчадие ада». Это отголосок антикапиталистического протеста, который демонстрировали в Лондоне, как и в других городах мира, в минувшую субботу. В Сити вышли на демонстрацию, по разным подсчетам, от 2000 до 5000 человек. Часть протестующих разбили палаточный городок у ступенек собора Святого Павла. Они требуют, чтобы правительство приняло меры против «корпоративной алчности», и обещают оставаться на площади до победного конца. Или, по крайней мере, до Рождества.
Причины протеста и лозунги никому объяснять не нужно. Британский средний класс стал основной жертвой финансового кризиса и правительственных мер по его преодолению. НДС подняли до 20%, сократили или отменили пособия, особенно в части поддержки детей. Начались масштабные увольнения в государственном секторе, где две трети работников, согласно опросам, боятся оказаться на улице. Сократили финансирование на местном уровне, что означает меньше денег школам и больницам. Отменили финансирование университетов, в результате чего стоимость диплома бакалавра выросла до £27 000. И если самых бедных от последствий кризиса как-то отгородили, то средний класс остался наедине с проблемой быстрого роста расходов на фоне сокращения доходов. И многие отказываются понимать, как правительство потратило £800 млрд общественных денег, собранных в том числе со стремительно беднеющего среднего класса, чтобы выкупить долги частных банков, которые, по мнению многих, и есть главные виновники кризиса. Так что общественное возмущение в Британии не новость, а субботний протест по поводу сложившейся ситуации — не первый и не последний.
Хотя палаточный городок для центра британской столицы — явление неординарное, уже генерировавшее тысячи новостных комментариев, британское правительство вряд ли пошевелит пальцем в связи с его появлением. Дело в том, что протест слишком общий: демонстранты не ставят конкретных задач и не выдвигают четких требований. «Умерить корпоративную алчность» считай сродни «улучшить погоду». Вот и министр иностранных дел Уильям Хейг, одна из ключевых фигур правительства, спокойно заявляет Би-би-си, что государство уже запланировало банковскую реформу, которая обяжет банки увеличить резервный капитал и создать другие механизмы защиты от дефолта. Хейг отметил также планы повысить занятость молодежи путем создания «производственных практик» и создать больше учебных мест в университетах.
Уильям Хейг в принципе прав, что «протест — это не решение вопроса» — по крайней мере нынешний конкретный протест. За минувший год Лондон видел гораздо более драматические выступления. В марте и июне прошли демонстрации профсоюзов против политики сокращений расходов, собравшие до 300 000 человек. Они парализовали весь центр города, стали самыми массовыми за десятилетия, но все равно ни к чему конкретному не привели. Даже прошлогодние студенческие выступления против повышения университетских цен в итоге закончились только обсуждениями столкновений студентов с полицией. (Августовские беспорядки, фотографии которых обошли весь мир по сути были просто грабежом и никаких задач не ставили, они не в счет.)
Даже большие демонстрации сейчас недейственны, потому что британцы в большинстве своем неоднозначно относятся к сложившейся ситуации. Опросы показывают — многие понимают, что в трудные времена нужно затянуть пояса, что государство не может тратить деньги так, как во времена экономического бума начала 2000-х. Коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов, пришедшее к власти на волне кризиса, знает, что имеет некий запас общественного терпения, а вместе с ним и поле для маневра, и пользуется этим.
Заставить британское правительство пойти на попятную гораздо эффективнее не разовым протестом, а постоянными масштабными возражениями в масштабах страны. Именно массовые письма и заявления несогласия от различных организаций и просто избирателей заблокировали идею консерваторов реформировать, а фактически приватизировать национальную службу здравоохранения. На протесты выходят те, кто в любом случае за консерваторов голосовать не будет, а вот свидетельства реальной угрозы потерять голоса собственных избирателей достаточно, чтобы заставить правящие партии придержать лошадей.
Протестующие в лондонском Сити надеются, что их число постепенно вырастет, но полицейский кордон создает для этого преграду в буквальном смысле слова. Выступление и его лозунги понятны, во многом оправданны, но их главным итогом скорее станет выпуск некоторого количества пара, снятие общественного напряжения. Банкиры продолжат работать.