Несмотря на рождение у него дочери, вечер среды глава Франции Николя Саркози провел с Ангелой Меркель (Германия), Кристиной Лагард (МВФ) и Жан-Клодом Трише (Европейский Центробанк). Эта милая группа в который раз рассталась ни на чем: договориться о конкретных деталях плана спасения пока не удается, хотя в общих чертах его представили общественности еще в прошлую субботу на парижской встрече глав минфинов и центробанков G20. Окончательные договоренности предполагалось оформить к 23 октября на саммите еврозоны, но в последние дни стало ясно, что многого ждать не стоит.
Европейский план спасения должен прежде всего ответить на три вопроса.
1. Какой должна быть реструктуризация долга Греции?
2. Как капитализировать европейские банки?
3. Откуда привлечь средства, необходимые для поддержки проблемных банков и стран?
Если ответы на первые три вопроса будут честными и внятными, можно будет ответить и на главный, четвертый вопрос: как не допустить, чтобы после Греции пришлось реструктурировать долги Португалии, Ирландии, Испании и Италии. Если ответы еврочиновников покажутся рынкам неубедительными, Европу ждет каскад дефолтов: страны — банки — новые страны, и так по кругу.
Готовясь к реструктуризации греческих обязательств, лучше не врать кредиторам. Поэтому европейские чиновники согласились наконец признать, что Греции потребуется списание не 21%, а порядка 50-60% долга. При обмене старого долга на новый (после списания) 20-30% обязательств будет гарантировано Европейским фондом финансовой стабильности (EFSF). Греции веры нет, и, если она не справится в очередной раз, возврат инвесторам части суммы произведет «старший брат».
Банки, разумеется, против. Управляющий директор Institute of International Finance (объединяющего крупнейшие глобальные банки) Чарльз Даллара уже заявил, что не видит оснований отказываться от июльского соглашения: 21% списаний и не больше. Да и 20%-ная гарантия не кажется банкирам достаточной. Бумаги Греции и в этом случае остаются довольно рискованными. У инвесторов есть мощное средство воздействия на политиков: сочтя греческое предложение слишком слабым, они начнут нервничать и выводить средства из европейских активов, прозрачно намекнул Даллара. Рейтинговые агентства нервничать уже начали: понижен рейтинг Испании. Явная неспособность Сильвио Берлускони реформировать госфинансы и сомнения в среднесрочной способности Франции выплачивать свой долг тоже не добавляют оптимизма.
Большое списание греческого долга сделает Европу слишком рискованным регионом для инвестиций, констатирует бывший экономист ЕЦБ Юрген Старк. Поэтому лучше было бы не гарантировать новый долг Греции, а позволить ей выйти из еврозоны, размыв долг и повысив конкурентоспособность экономики за счет девальвации драхмы.
Механизмом увеличения капитала может стать выпуск проблемными банками привилегированных акций в пользу государства. Они конвертируются в капитал первого уровня в том случае, если к определенному времени банк не смог самостоятельно довести резервы до оговоренного уровня. Это мягкий вариант: банкам не придется идти на немедленное изменение структуры собственности. Об этой возможности писали аналитики Morgan Stanley и JPMorgan.
Против ускоренной капитализации уже выступили все крупнейшие банки — и американские, и европейские. Банкам сейчас крайне невыгодно привлекать средства в капитал, пытается убедить политиков глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман. Акции банков подешевели с начала года на 30-50%, и, продавая сейчас долю собственности, они получат слишком мало денег. Где при этом привлекаются средства — у государства, арабских принцев или с рынка, — совершенно неважно. Сам Deutsche Bank сделает все, чтобы избежать капитальных вливаний от государства, заявил Аккерман.
Повысить достаточность капитала (и снизить долговую нагрузку) можно двумя способами — увеличить капитал или сократить активы; подавляющее большинство банков предпочитает второй путь. BNP Paribas и Societe Generale уже объявили о намерении избавиться от активов на €150 млрд, так же поступают и другие банки. И хотя это в целом правильно — пока груз долгов не упадет до приемлемого уровня, выход из кризиса невозможен, — но ускоренный сброс активов не способствует экономическому росту. В случае распространения паники на Италию, Испанию и Францию сброс активов станет обвальным, и, что будет тогда, лучше просто не думать.
На третий вопрос европейские чиновники заготовили ответ, не блещущий оригинальностью: разжиться антикризисными деньгами можно в МВФ. Если бы EFSF использовался только для выдачи гарантий, €440 млрд, возможно, и хватило бы. Но ему придется еще финансировать банки и поддерживать вместо ЕЦБ спрос на долги правительств. Хотелось бы одолжить у Китая, арабских нефтяных шейхов и России непосредственно, да дураков нет. Страны БРИКС хором заявили, что для них наращивание капитализации МВФ — более приемлемая мера, чем прямое кредитование европейских правительств или покупка их долгов на вторичном рынке.
МВФ, по предварительным расчетам европейских чиновников, нужно добавить $350-750 млрд. На встрече в Париже эту идею, по сообщениям Reuters и Bloomberg, поддержали Китай, Индия и Бразилия, а Россия и Мексика не высказали принципиальных возражений. Европе без средств БРИКС не обойтись, вот она и пытается стимулировать решение об увеличении капитализации МВФ. Директор европейского департамента МВФ Антонио Борхес даже поспешил заявить, что на деньги МВФ можно было бы выкупать облигации Италии и Испании.
Однако против этого шага категорически высказались США. «У МВФ достаточно ресурсов», — осадил европейцев министр финансов США Тимоти Гейтнер. Сейчас МВФ располагает $390 млрд. В 2009 году финансовая мощь МВФ уже была увеличена втрое, за счет этого фонд выдал кредиты Греции, Португалии, Ирландии и другим странам. Вероятно, жесткая позиция Штатов объясняется политическими причинами. Америке нужно сохранить свое влияние в МВФ, который может использоваться как инструмент давления на Китай.
Наиболее простой и удобный для европейских чиновников способ привлечь деньги — EFSF — тоже закрыт. Европейский Центробанк категорически против того, чтобы одалживать ему средства, и даже собирается перестать поддерживать проблемные страны на вторичном рынке госдолга. Баланс ЕЦБ и так плох из-за кредитования банков и покупки гособлигаций проблемных стран.
Остается третий путь — эмиссия облигаций EFSF. Сейчас это заемщик с первоклассным кредитным рейтингом. Но гарантии, которые собирается выдать проблемным странам Европа, быстро эту ситуацию ухудшат. Использование инструмента госгарантий не элиминирует риск, а только его размывает. Это очень похоже на американскую ипотечную схему, когда важно было красиво упаковать сомнительные активы. Сколько средств ни собери в помощь банкам, затаренным гособлигациями, они в любом случае не устоят перед лицом множественного суверенного дефолта. EFSF довольно быстро утратит статус сверхнадежного заемщика.
Нетрудно заметить, что гарантирование долга стран PIIGS (или, как политкорректно пишут европейцы, GIIPS) — это модифицированная идея «синих» и «красных» бондов, предложенная экономистами центра Bruegel. Новый долг, с еврогарантией, начинает котироваться дороже обычных бондов слабых стран, ведь он отражает общеевропейский риск, а не риск отдельно взятой Италии. Эта гарантия, по идее Bruegel, должна быть лимитирована размером долга в 60% ВВП. Если Греции хочется занять еще, она делает это сугубо на свой страх и риск. Правда, категорически против этой схемы выступала Германия. Сложная финансовая схема только затуманивает тот факт, что Германии предлагается фактически взять на себя долг других стран.
Итак, экономико-политическая мысль еврочиновников бьется между двумя возможностями: в конечном счете финансировать кредиты будут в той или иной пропорции ЕЦБ (с последствиями для инфляции в еврозоне), Германия и развивающиеся страны. При этом ЕЦБ и Германия не могут финансировать бесконечный рост долга без ущерба для собственного баланса.
В общем, пока европейский план спасения не кажется рабочей «стратегией успеха». Греки продолжают бастовать, не приемля ни понижения зарплат, ни повышения налогов. Похоже, пора оставить их один на один с кредиторами, принудительно исключив из еврозоны. Один британский магнат даже назначил премию в £250 000 за разработку сценария минимизации потерь по выходу отдельных стран из еврозоны. Рынок не слишком верит в европейский план спасения.