Скорее всего, лишь считаные дни отделяют Грецию от давно ожидаемого (но не «долгожданного») дефолта. Инвесторы и правительства осознали, что невозможно насильно спасти того, кто не хочет быть спасенным. Следующей мишенью инвесторов становятся европейские банки и Италия. А основной вопрос заключается в том, покинет ли Греция зону евро. Северные страны Европы были бы рады, если бы двоечник вышел из класса вон. Но возможно, его примеру могут последовать и троечники.
12 сентября котировки CDS на греческие долги (страховка на случай дефолта) соответствовали 98%-ной вероятности дефолта. В предыдущий рабочий день, пятницу 9 сентября, предшествовавшую безрезультатной встрече министров финансов «большой семерки», эта вероятность оценивалась как 90%-ная.
Изменились и настроения европейских чиновников: немецкое правительство определенно больше не хочет помогать незадачливым грекам (о глубочайших культурно-этических различиях см. в статье про «греческую стрекозу и немецкого муравья»). Последней, кажется, расстанется с «греческой надеждой» убежденная сторонница европейской солидарности канцлер Ангела Меркель. Но ее подчиненные больше не хотят повторять мантру «В еврозоне дефолтов не бывает».
«Не должно быть никаких табу в вопросах, касающихся стабилизации евро», — написал 12 сентября в Die Welt вице-канцлер Германии Филипп Реслер. В переводе с дипломатического это означает, что Германия больше не готова снабжать Грецию средствами для выплат кредиторам. Очередной, шестой транш европомощи должен составить €8 млрд — без него Греция не сможет погасить долги в начале октября.
Греция, разумеется, в очередной раз не выполнила условий, на которых она должна была получить европейские деньги. ВВП в 2011 году снизится минимум на 5% против планировавшихся Еврокомиссией 3,8%, а дефицит бюджета, вместо того чтобы сократиться, вырос в январе-августе на 22%: бюджетная экономия усугубила падение ВВП, в то время как уклоняться от налогов греки меньше не стали. Скорее наоборот: сокращается в первую очередь «официальная» экономика, а предприниматели из-за спада и угрозы роста налогов мигрируют в теневую.
Насколько далеки в случае Греции спасатели от спасаемых, показывает изумительная история с введением налога на жилую недвижимость. Во всех странах с современной экономикой этот налог, разумеется, давно введен. Протянув до последнего момента, греческое правительство окончательно объявило о введении налога в воскресенье, 11 сентября. Это последний шанс продлить благорасположенность еврокредиторов.
Трезво оценив возможности налоговой службы (доля теневой экономики в Греции наиболее велика в ЕС — по самым скромным оценкам, 28% ВВП), греческое правительство задумало объединить платежки по этому налогу с извещениями об оплате электричества. В понедельник на забастовку вышли рабочие государственной энергокомпании PPC (контролирует более 90% розничного рынка). «Мы не ковбои и не шерифы, чтобы приставить дуло пистолета к виску греческого народа», — говорится в заявлении профсоюза PPC. Как замечает Reuters, это один из наиболее активных греческих профсоюзов — он неоднократно организовывал стачки, когда правительство пыталось приватизировать компанию или подобрать ей стратегического инвестора.
Импотенция налоговой службы заставляет греческое правительство использовать счета за энергию как средство сбора муниципальных налогов и платежей за национальное ТВ. Но налог на имущество — это чересчур, решили рабочие. Тем более что десятки тысяч потребителей и так задерживают платежи за электричество (долги перед PPC составляют сотни миллионов евро, включая €135 млн — долг правительства). Нагрузить компанию еще и сбором налога на недвижимость — значит увеличить эту цифру еще больше. Уровень проработки важного решения о введении налога на недвижимость показывает, что греческое правительство действует по известному принципу «моя проблема — взять деньги, вернуть их — проблема кредитора».
Итак, европейские правительства, в достаточной мере осознав глубину греческих проблем, возвращаются к тому, с чего им ровно два года назад предлагали начать все здравомыслящие экономисты. Сейчас они занимаются подготовкой к греческому дефолту. Немецким, французским, итальянским и т. д. банкам потребуется массивная государственная помощь.
А инвесторы, давно поставившие на Греции крест, могут вплотную приступить к «игре на понижение» Италии с ее гигантским долгом €1,9 трлн. Прекрасно прогнозируя такое развитие событий, итальянцы обратились к кредитору последней надежды — Китаю (переговоры идут уже 2 недели).
Но это лишь поиски временной передышки — европейская пирамида будет продолжать рушиться и дальше. Как только европейские власти и МВФ объявят, что они готовятся к «глубокой реструктуризации» греческого долга, рынки начнут раскачивать пострадавшие от дефолта банки (масла в огонь подольют снижения их кредитных рейтингов) и следующих по надежности должников во главе с Италией. Следом усугубится кризис и в США — только немецкие и французские банки должны американским около $1,2 трлн (данные Bank for International Settlement).
Восстановить доверие могут только очень сильные политические шаги, которые бы быстро ввели в рамках еврозоны бюджетно-налоговый союз — в добавление к монетарному. Если у всей еврозоны будут единые налоги (и, что очень важно применительно к странам Южной Европы, единая налоговая администрация) и бюджет, то и доверия к планируемым долговым обязательствам объединенной Европы будет больше. Это совершенно очевидный путь, давно предлагаемый многими аналитиками.
Более мягкий вариант предлагает гарвардский профессор Дэни Родрик — создать независимый бюджетный орган, который бы определял для каждой страны максимальный уровень госдолга и бюджетного дефицита, оставляя собственно налоговую политику и расходы бюджета на усмотрение государств.
Быстро ввести бюджетно-налоговую администрацию в условиях европейской демократии невозможно ни по жесткому, ни по мягкому сценарию. А естественным путем страны будут двигаться к ней еще лет 10. Поэтому правы те, кто говорит, что для Европы нынешний кризис — это кризис не только экономики, но и демократии.
Еврозону будет штормить до тех пор, пока отдельным странам разрешается нарушать бюджетно-долговые правила, которых стараются придерживаться остальные, возмущаются в FT голландский премьер Марк Рутте и министр финансов Ян Кис де Ягер. Их настроение вполне разделяют немецкие политики. Еврозона выживет только в том случае, если страны, которые нарушают ее бюджетно-долговые правила, будут исключаться из зоны евро, уверены они. Эта мера должна быть крайним наказанием для недисциплинированных стран.
У Комиссии по бюджетной дисциплине (голландцы тоже предлагают сформировать подобный орган) должно быть право ограничивать предоставляемые стране средства стран еврозоны и МВФ в случае, если страна не выполняет взятых на себя обязательств. Странам придется получать одобрение Комиссии до внесения бюджета в парламент. А страны, которые систематически нарушают европравила, ради стабильности евро и преуспевания Европы следует просто выгнать из зоны евро. В общем «выйди, Вовочка, вон из класса и без родителей не приходи».
Трагизм ситуации в том, что Вовочка (т. е. Греция) и сам бы рад выйти, да не пускают. Вернувшись к драхме, Греция могла бы вволю ее девальвировать, облегчив себе выплату долга, подстегнув экспорт и сделав страну туристическим раем. Экономика бы сразу ожила. Только наличие этой возможности и позволяет греческому руководству, по сути, «плевать» на все ограничения, которые на них накладывают Еврокомиссия и МВФ.
Добровольный выход Греции из еврозоны может последовать непосредственно за отказом еврочиновников дать денег ее бюджету и главным образом за отказом ЕЦБ финансировать греческие банки, покупающие греческие долги, пишет в выпущенной сегодня записке для клиентов главный экономист Citigroup Виллем Бюйтер. Конечно, это будет катастрофой для греческих банков и корпораций с большими долгами в евро — «драхма» упадет, по его расчетам, примерно на 40%.
Но пострадает и Европа — табу на выход из еврозоны будет нарушено, констатирует Бюйтер: «Еврозона — это результат двустороннего соглашения. Если Греция может выйти из нее — значит, это может сделать любая другая страна». Рынки сразу же оценят вероятность выхода из зоны евро и других стран, следствием чего станет «набег» на их банки. Бюйтер рисует этот ужасный сценарий для того, чтобы подчеркнуть: неизбежный дефолт Греции и глубокая реструктуризация ее долга — это еще не самое худшее. Он уверен, что нужно лишить страну бюджетной подпитки за счет других государств Европы и МВФ, но не отказывать ее банкам в поддержке ЕЦБ. Тогда Греция останется в еврозоне.
Вариант Бюйтера, безусловно, привлекателен в краткосрочной перспективе. Он хорошо согласуется с нынешним мягким вариантом денежного союза (без единой бюджетной политики и взаимной ответственности по суверенным долгам). Но все это совершенно невозможно в сценарии, когда бюджетно-налоговая власть в Европе становится единой, а инвесторам предлагаются долги объединенной Европы. Предстоит очень сложный выбор.