К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что делать, если удержать инфляцию традиционными методами не получается?

Что делать, если удержать инфляцию традиционными методами не получается?
Китайский опыт

Опубликованные на этой неделе Государственным статистическим управлением КНР макроэкономические показатели за июль свидетельствуют, что борьба китайских властей с инфляцией пока не увенчалась успехом — зато уже привела к заметному замедлению экономического роста. Внутренние трудности усугубляются на фоне нового глобального финансового кризиса и сужают доступный правительству набор инструментов для реагирования на возможный спад экспорта.

Инфляция в КНР в июле составила 6,5% — это максимум за последние три года. Таким образом, принятые правительством меры — оно шесть раз в течение нынешнего года повышало резервные требования к коммерческим банкам (резервы у большинства из них должны составлять сейчас 21,5% депозитов), а Народный банк Китая трижды повышал процентные ставки — пока не принесли положительного результата.

Однако эти меры привели к заметному снижению темпов экономического роста. Промышленное производство в июле выросло на 14% — притом что, к примеру, консенсус-прогноз опрошенных Bloomberg экономистов составлял 14,6%. Напомню, в июне рост промышленности составил 15,1%. Индекс деловой активности в промышленности PMI в июле составил 50,7%, это минимальное значение за 29 месяцев.

 

О высказывавшихся еще в марте планах удержать среднегодовую инфляцию в 2011 году в пределах 4% уже предпочитают не вспоминать. При этом фактическая ситуация с ростом цен еще хуже, чем можно судить из статистических данных.

Помимо ужесточения кредитно-денежной политики все последние месяцы китайские власти в целях сдерживания инфляции заморозили рост большинства тарифов, подлежащих административному регулированию. Это касалось цен на электроэнергию, бензин, транспортные услуги, и вместо положительного эффекта привело к серьезным финансовым сложностям у предприятий соответствующих отраслей.

 

Например, замораживание цен на электроэнергию на фоне дорожающего угля уже привело к тому, что пять крупнейших китайских электроэнергетических компаний тепловой генерации понесли за шесть месяцев 2011 года убыток $2,4 млрд (данные Китайской ассоциации электроэнергетики). На угле вырабатывается более 80% всей электроэнергии в Китае. Уже с мая в ряде регионов КНР отмечается дефицит электроэнергии, связанный во многом со стремлением энергетиков под разными предлогами ограничивать объемы ее производства, чтобы снизить неизбежные убытки.

О схожих проблемах заявляют и нефтепереработчики — согласно данным Государственного статистического управления КНР, группа отраслей, включающая нефтепереработку, переработку угля и производство ядерного топлива, единственной из 39 отраслевых групп продемонстрировала в первом полугодии падение прибыли (на 66%). Китай покрывает более 56% своего потребления нефти за счет импорта, поэтому положение отрасли было особенно тяжелым в начале года, на пике цен. Однако остается сложным и теперь. Государство пытается немного облегчить положение нефтепереработчиков, повышая цены на социально менее значимые виды топлива (например, авиакеросин). Но уже понятно, что в этом году КНР столкнется с дефицитом дизельного топлива, который оценивается в 4 млн т (прогноз компании C1 Energy).

Замороженные цены на услуги городского транспорта просто легли дополнительным бременем на бюджеты городов. А таксисты, чьи тарифы тоже административно регулируются, последнее время регулярно устраивают забастовки в разных городах КНР с требованием поднять цены.

 

Показательна реакция властей на такие выступления: в ответ на требования участников последней подобной забастовки в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян) в начале августа власти согласились лишь на ограниченное повышение цен, но зато предложили в придачу увеличенную субсидию за каждую поездку. Разумеется, долго решать проблему такими методами невозможно. В целом наряду со значительной видимой инфляцией речь идет о существенной скрытой и отложенной инфляции, которая неизбежно проявится позднее в полной мере.

Снижение инфляции является для китайских властей не только экономическим, но и политическим императивом. Пресловутое стремление китайских домохозяйств к наращиванию накоплений имеет под собой рациональные причины в виде крайне слабой системы социального обеспечения, почти полностью платной, дорогостоящей (и коррумпированной) медицины, недостаточно развитой системы потребительского кредитования, а также сверхвысоких цен на жилье и недоступности ипотеки для большинства населения.

Накопления для многих китайских семей — единственная возможная подушка безопасности и одновременно единственный шанс на реализацию таких базовых жизненных задач, как рождение и воспитание детей, получение образования, свадьба — по неписаным правилам она требует покупки женихом собственной недвижимости для совместной жизни. Правда, ситуация, при которой муж и жена годами живут в разных городах, работают по 12 часов в день с одним выходным в неделю в надежде лет через сколько-то воссоединиться и открыть малый бизнес в родном городе, встречается нередко. Реакцию таких людей на быстрое обесценивание их сбережений легко понять.

Подведем итог. Мириться с высокой инфляцией китайские власти не могут. Сдерживать ее за счет инструментов кредитно-денежной политики уже практически невозможно. Административные рычаги, по-видимому, больше не работают. Ситуацию усугубляет новый виток глобального финансового кризиса, последствия которого едва ли кто-то возьмется предсказать. Столкнувшись с падением экспортного спроса при высокой инфляции, китайские власти уже не смогут выйти из ситуации за счет реализации гигантской программы госинвестиций (программа 2008 года имела объем около $585 млрд) или резкого увеличения объемов кредитования.

Китайские власти заявляют, что происходящее замедление экономики КНР является плановым и резкого спада удастся избежать. Об этом говорил, в частности, заместитель руководителя Госкомитета по реформам и развитию Госсовета КНР Ли Пуминь в интервью агентству Синьхуа 2 августа. Но тут важно то, что возможность «W-спада» или жесткой посадки экономики КНР уже начинает обсуждаться настолько серьезно, чтобы Ли Пуминю пришлось ее опровергать.

 

Остающимся в руках китайских властей инструментом для снижения инфляции является курс юаня, укрепление которого по отношению к доллару может ускориться. При этом нельзя исключать, что для компенсации потерь экспортеров будут восстановлены некоторые из льгот, отмененных в 2010 году на фоне сворачивания антикризисной программы поддержки экономики.

Помочь может и дальнейшее падение цен на нефть — как вследствие реакции рынков на негативные события в крупнейших экономиках мира, так и в случае постепенного затухания нынешних военно-политических кризисов в арабском мире (и Китай кровно в этом заинтересован). Возможно, КНР активнее вмешается в ситуацию в экономике своего крупнейшего торгового партнера — ЕС, увеличив объемы покупки европейских долгов. И все же потенциально нынешнее положение является для КНР даже более тревожным, чем ситуация после падения Lehman Brothers.

Автор — заместитель руководителя представительства РИА Новости в Пекине

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+