Автор — руководитель «Проекта национального развития», бывший директор Департамента иностранных операций ЦБ РФ, входил в Комитет по денежно-кредитной политике ЦБ
Отставку руководителя надзорного блока ЦБ Геннадия Меликьяна можно было предсказать сразу же после опубликования информации о проблемах в Банке Москвы и чудовищных суммах, выделяемых на его оздоровление. За отсутствие действенного контроля со стороны ЦБ России за одним из крупнейших банков страны должен был кто-то ответить. Тем более что ЦБ опозорился далеко не в первый раз. Факт, что банковский контроль в России превратился в многотонную бумажную имитацию, был и прежде неоднократно доказан. Вспомним хотя бы истории с Межпромбанком, ВЕФК, банковскими структурами Матвея Урина.
Для этой отставки потребовалась только небольшая пауза, чтобы чуть развести ее по времени со скандалом вокруг Банка Москвы. Отсутствие такой паузы дало бы однозначный сигнал о виновности сотрудников ЦБ, и тогда, по идее, они должны были бы по-серьезному ответить и за материальные затраты на оздоровление банка. Это в свою очередь могло бы даже привести к уголовному делу по признакам халатности с широким списком обвиняемых как из ЦБ, так и из высшего руководства ВТБ, купившего «кота в мешке» за государственный счет. А так вроде как наказали, а вроде как и сам ушел, и скандал с Банком Москвы здесь, может, и ни при чем.
Читайте также колонку президента ММВА Алексея Мамонтова «Банковского надзора в России нет, не надо лукавить»
Не думаю, что появление нового куратора инспекционного, надзорного и лицензионного блока в ранге первого зампреда Банка России нормализует государственный контроль за коммерческими банками. Для этого должна быть проявлена соответствующая политическая воля. Только вот с чего бы нам этого ждать? Из трех главных задач, закрепленных за ЦБ, хорошо выполняется лишь одна — обеспечение функционирования платежной системы. Зато по двум другим задачам — полный провал. Если говорить об обеспечении устойчивости рубля, то в том, что все время срываются планы подавления инфляции, вина Банка России велика. А посмотрите на динамику валютного курса: ЦБ с 2002 года зачем-то упрямо утяжелял рубль, затем со второй половины 2008 года его здорово обесценил, а потом вновь занялся утяжелением, то есть подготовкой рубля к новой девальвации. Наконец, по развитию и укреплению банковской системы, как мы видим, — позорная череда «косяков».
Почему контроль за деятельностью банков у нас работает из рук вон плохо?
Законов и других нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, вполне достаточно, полномочий у ЦБ достаточно. Просто надзорные структуры ЦБ должны действительно захотеть осуществлять надлежащий контроль.
Банк России игнорирует информацию с рынка: о проблемах крупных банков там давно было известно. Формально банки удовлетворяют критериям ЦБ, сами критерии правильные, проверенные на международном опыте. И даже международный опыт того, как законно обойти эти критерии, существует. За рубежом такие схемы (например, схема фиктивного пополнения уставного капитала, когда капитал большой, а в реальности средств нет) используются — но не в таком масштабе, как у нас. При этом в банковской среде информация известна, она доходит до ЦБ, но непонятно, как используется эта информация.
Очень много лицензий отозвано у банков за проведение серых операций — выдачу наличных средств клиентам в больших объемах. Банку России ничто не мешает создать четкие, прозрачные правила работы с налом. Когда выдавать, кому, сколько. Надо поменять норматив, это очень легко. Потому что сейчас решение о выдаче наличных носит субъективный характер, со всем вытекающими последствиями.
В ЦБ огромный штат, они могут в каждый банк посадить по несколько проверяющих. Если, например, какая-то структура дробит сомнительный кредит на мелкие части, чтобы вывести его из-под проверок, у ЦБ хватит ресурсов на то, чтобы проверить и сравнительно небольшие кредиты. А что конкретно надо проверять, все сотрудники понимают: повторю, на рынке все известно. На мой взгляд, надо вводить систему наказания за просчеты конкретных сотрудников ЦБ, ответственных за данное направление. Я не говорю об уголовной ответственности. Ответственность должна быть прежде всего кадровая. Несколько просчетов — и человека увольняют с волчьим билетом. Если сотрудники будут это понимать, они сами изменят свое отношение.
Так что наведению в ЦБ должного порядка увольнение Меликьяна не поможет. Там требуются принципиальные кадровые перемены.
Автор — руководитель «Проекта национального развития», в 1998-2000 годах работал директором департамента иностранных операций ЦБ РФ, входил в Комитет по денежно-кредитной политике ЦБ