К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Госпрограммы, которые никому не нужны

Госпрограммы, которые никому не нужны
Показатель лесистости и другие цели, к которым стремится вся страна

Автор — ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ-ВШЭ


Госпрограммы, любимое детище российских властей, не радуют своих создателей. Дошло до того, что Минфин решил сократить расходы на госпрограммы в бюджете 2012 года сразу на несколько триллионов рублей. Стоит ли об этом жалеть и насколько вообще нужны госпрограммы?

 

Переход к программно-целевому принципу представления федерального бюджета должен был произойти уже с 2012 года. Предполагалось, что основная часть расходов бюджета планируется на 3 года в виде государственных программ. Само по себе такое планирование — достаточно распространенная в развитых странах практика. Например, программные бюджеты принимаются в США и Франции. Причина очевидна: программный бюджет позволяет ответить на вопрос, зачем, ради достижения каких понятных обществу целей тратятся бюджетные деньги. Однако и к программам можно подойти настолько формально, что эффективность бюджетных расходов не вырастет, а снизится.

Уже при подготовке федерального бюджета на 2011-2013 годы решили произвести репетицию: основная часть расходов федерального бюджета была представлена министерствами в виде 41 государственной программы (поясню, почему я говорю о «репетиции»: госпрограммы реально не были составной частью бюджета, а представляли собой лишь его дополнительный вариант, не предназначенный для исполнения, а сделанный министерствами в качестве упражнения). На эти госпрограммы пришлось тогда 85% общей суммы расходов бюджета.

 

Дело, однако, в том, что огромная аналитическая работа федеральных министерств и ведомств при переходе к программному бюджету может превратиться (и уже превращается) в профанацию. Министерства создадут специальные подразделения, которым будет поручено разрабатывать требуемые Минфином документы. При этом успехи министерств в воплощении программ в жизнь будут оцениваться по предложенным ими же самими весьма формальным критериям! В такой искаженной системе координат правительство будет делать неверные оценки и принимать неверные решения. Министерства и ведомства уже придумывают совершенно нелепые критерии успешности исполнения своих программ. Приведу один забавный пример: при подготовке программного бюджета в прошлом году Рослесхоз в качестве критерия исполнения своей программы предложил такой показатель — поддержание лесистости территории России на уровне 46,6%.

Посмотрим теперь на ситуацию, складывающуюся с бюджетом 2012 года. В подготовленных Минфином РФ основных направлениях бюджетной политики на 2012-2014 годы уже 96,4% общего объема расходов федерального бюджета представлено в виде 41 программы. Программы объединены в пять больших групп: «Новое качество жизни»; «Инновационное развитие и модернизация экономики»; «Обеспечение национальной безопасности»; «Сбалансированное региональное развитие»; «Эффективное государство». Но некоторые министерства сопротивлялись требованиям подготовить план по расходам в программном виде. В итоге «непрограммная» часть выросла в 2012 году до 23% расходов бюджета, или до 2,8 трлн рублей: программный подход начал разваливаться, не успев как следует утвердиться.

Что дальше? Несмотря на гигантскую проделанную работу, Минфин решил отложить введение «программного» бюджета по крайней мере на год: бюджет-2012 будет вполне обычным. Вполне возможно, что сопротивление министерств переходу к программному бюджету будет нарастать и его введение превратится в бесконечный процесс. Но есть все же надежда, что Минфин пересмотрит свои планы по построению программного бюджета и встанет на более рациональную позицию. Состоит она просто-напросто в том, что применять программный подход надо не повсеместно, а там, где это действительно оправданно, — пусть даже это будет всего лишь 25-30% от общей величины бюджетных расходов.

 

фото РИА Новости

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+