К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Цена засухи

Цена засухи
Продукты будут дорожать, и это может разогнать инфляцию до 9% годовых

Как раз перед тем, как стали очевидны последствия поразившего Россию теплового удара, потребительская инфляция в ней опустилась до минимального уровня. За последние 12 месяцев, включая июль, цены выросли всего на 5,5%. Постепенное снижение инфляции позволяло снижать процентные ставки. Возникала надежда, что по мере выхода из кризиса вырастет долгосрочное кредитование. Эти надежды придется отложить.

В августе-сентябре цены обычно не растут. Но на этот раз будет не так. В рознице цены начали подниматься уже в конце июля, примерно через месяц после оптовых цен. Из-за засухи урожай зерна, картофеля, сахарной свеклы и т. д. в этом году может оказаться ниже прошлого на 30-35%, говорит глава Росгидромета Александр Фролов. Аналогичная ситуация с гречкой.

В плане урожая к метеорологам доверия больше, чем в прогнозах погоды. И впрямь, что вырастет в пересохшей земле? И как туда посеять озимые? Значит, инфляционный эффект нынешней засухи будет длиться еще долго — около года.

 

За последние недели зерно и мука подорожали в России на 50-60%. По данным о закупках крупной продуктовой сети, которые приводит Reuters, оптовая цена гречневой крупы выросла на 50-80%, сахара — на 12-25%, соли — на 30%. На треть подорожал рис.

Следом будут дорожать птица, мясо, молочные продукты. Не только у нас — как пишет FT, в Европе цена мяса и птицы может вырасти на 15%. Пока ритейлеры выжидают, не покупая продукты по спекулятивным ценам. Через месяц ажиотаж схлынет, но обратно цены уже не вернутся. А в Центральной России народ уже начал запасаться еще не подорожавшими в рознице продуктами.

 

Продовольственным ценам есть куда расти и в России, и в мире. Перед кризисом бушель пшеницы стоил около $13. В конце 2008 года — всего $4,5. Сейчас — около $7. Долю расходов на продовольствие в портфеле трат среднего россиянина Росстат считает равной 38%. Значит, при ускорении роста потребительских цен на продукты с нынешних 4,2% (за последние 12 месяцев) до примерно 10% (что вполне реально) индекс потребительских цен разгонится до 8%.

Рост инфляционных ожиданий, удорожание непродовольственных товаров дадут еще 1% ИПЦ. Так что к концу года инфляция может достичь 9% или больше. Если только рост цен на продукты не будет остановлен административными мерами.

Перед кризисом продукты в российской рознице дорожали не на 4% и не на 10%, а на все 16-17% в год. Если к концу будущей весны продовольствие будет дорожать уже на 12-14%, ИПЦ поднимется до 10% и выше. Рост инфляционных ожиданий перед выборами при довольно жестком бюджете — очень неприятный подарок для властей. Скоро они порадуются, что так вовремя успели принять закон о торговле и отработали механизм долгосрочных соглашений по всей производственной цепочке (минеральные удобрения, металлы).

 

На другом конце планеты боятся, наоборот, дефляции. Цены в США и вправду почти не растут, экономическая активность вялая, безработица не падает, Резервный банк Сан-Франциско говорит о росте вероятности повторного погружения в рецессию. Впору вспоминать японский сценарий: потерянное десятилетие, дефляция, нулевые ставки и стагнирующая экономика. Буквально сегодня ФРС будет обсуждать, какими бы еще денежными послаблениями подхлестнуть рост.

Увы, нашей инфляции американские дефляционные страхи только на пользу. Процентные ставки в развитых экономиках еще долго будут оставаться чрезвычайно низкими. ФРС может бесстрашно стимулировать экономику: дешевые доллары, как и до кризиса, вызовут подъем цен не в США, а на рынках энергетического и продовольственного сырья. Продолжает дорожать и китайская недвижимость, хотя трудно найти инвестора, который не согласился бы, что это пузырь.

Деньги во всем мире очень дешевы — их много, а будет еще больше. На прошлой неделе IBM заняла на три года под 1%. Доходность ликвидных инвестиций в США (депозиты, денежные фонды) в июне опустилась до 0,3%. Денежные средства на счетах американских компаний достигли 7% активов — максимум с 1963 года. 30-летние облигации компаний из категории «бросовых» торгуются с доходностью всего лишь 5,9%, пишет Марк Уайтхауз в блоге WSJ. В такой ситуации чем лучше удастся американским банкам убедить ФРС, что им нужно еще много дешевых денег, тем сильнее будет дорожать сырье по всему миру.

Мягкая денежная политика в развитых странах в сочетании с неурожаем вполне могут обеспечить новый виток глобальной продовольственной инфляции, похожей на то, что было в 2007-2008 годах. Тем более что в США и Европе рост цен на продовольствие не приведет к сильному ускорению индекса потребительских цен. Доля расходов на продовольствие там не 38%, как у нас, а вдвое ниже — 15% в США и 19% в ЕС.

Но в отличие от 2007-2008 годов на этот раз рост цен на продовольствие вряд ли продлится больше года. И он будет не таким большим: все-таки потребители еще не отошли от последствий рецессии. А вот следующий урожай обещает быть хорошим: вдохновленные нынешними ценами, на будущий год фермеры увеличат площади под посев зерновых.

 

Автор — экономический обозреватель

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+