Компания «Соллерс» Вадима Швецова прекращает сотрудничество с Fiat и нашла себе нового партнера: уже подписан меморандум о создании СП с компанией Ford. Итальянцы, кажется, никак не могут понять, что строить еще один Волжский автозавод в России уже не нужно, и в результате проваливают одну грандизоную затею за другой. В 1998 году итальянская компания вошла в СП с ГАЗом по организации на его площадке производства «фиатов». Предполагалось, что в предприятие будет вложено $980 млн (огромная по тем временам сумма для российских автомобильных инвестиций), из них $140 млн планировалось вложить в создание двух десятков предприятий по выпуску комплектующих. После кризиса громкий проект благополучно сдулся, СП развалилось. В 2007 году стало известно о новом проекте итальянцев в России. Руководство «Автоваза» заявило, что совместно с Fiat будет создан завод по выпуску современных двигателей. Стоимость проекта оценивалась также в $1 млрд. Как и в Нижнем Новгороде, из этой затеи тоже ничего не вышло.
Казалось, что партнерство с «Соллерсом» — исключение. В 2006 году производитель «уазиков» стал заниматься дистрибуцией Fiat в России, наладил сборку итальянских машин на двух производственных площадках в Татарии. Все начиналось серьезно, с созданием предприятий по выпуску российских комплектующих. В 2008 году производство началось с 10-процентной локализации, а уже через год она достигла 30-40% (в зависимости от модели). Заволжский моторный завод начал производство 16 наименований штампованных изделий для Fiat Ducato.
Год назад в присутствии Владимира Путина «Соллерс» и Fiat подписали меморандум о создании предприятия, способного производить до полумиллиона Fiat и Chrysler в год, в том числе и на экспорт. Стоимость проекта — €2,4 млрд. Речь шла о строительстве с помощью итальянцев нового современного автомобильного завода полного цикла, с созданием новых рабочих мест не только в его цехах, но и на предприятиях-смежниках. Снова не получилось. В конце прошлой недели «Соллерс» объявил, что выходит из проекта с Fiat, отныне его партнер на авторынке — Ford. Компания на своем предприятии под Санкт-Петербургом собирает машины с 2002-го, но за все это время сумела локализовать производство лишь на 30%. Это по данным самого производителя, а по независимым оценкам, российское участие в конечной продукции не превышает 15%. Тем не менее режим промышленной сборки позволяет «Форду» не платить 30%-ную таможенную пошлину. За первые пять лет работы завода Ford под Питером компания продала в России «фокусов» примерно на $3 млрд: если бы не режим промсборки, то при действующей в тот период пошлине в 25% пришлось бы отдать государству $750 млн.
Проблема в том, что действие льгот для Ford заканчивается в 2013-м и необходимо их каким-то образом продлить. Благодаря совместному предприятию с «Соллерсом», площадки которого в Татарии имеют режим промсборки, Ford может получить льготы еще на шесть лет.
По пути наименьшего сопротивления пошли и АвтоВАЗ с Renault-Nissan. Режим промышленной сборки для АвтоВАЗа, как стало известно «Ведомостям», предусматривает выпуск в цехах тольяттинского автозавода трех десятков моделей, в том числе и не самых дешевых Renault Latitude, Nissan Pathfinder и машин премиального бренда Infiniti. Мне очень трудно представить себе ВАЗовских рабочих, подгоняющих двери на Infiniti. В очередной раз речь идет о примитивной отверточной сборке. А как же уровень локализации? Все просто. Льготы для японских и французских машин будут обеспечиваться общей массой дешевых автомобилей, в которых уровень российского участия превышает 70%. А в среднем по СП получится требуемая режимом промсборки локализация.
По такой же схеме будет работать и совместное предприятие Volkswagen и группы ГАЗ — их заявка на получение льгот должна на днях поступить в Минэкономики. Что получаем в итоге? «Уазики», «Новые Волги» и «Лады» будут прикрывать крупноузловую сборку иномарок, снижая издержки иностранных автопроизводителей почти на треть. А все заявления о создании смежных производств автокомплектующих так и останутся заявлениями. Выиграет ли потребитель? Возможно, хотя практика показывает, что беспошлинный ввоз не сильно сказывается на отпускной цене собранной в России иномарки.