Автор — гендиректор и владелец East European Gas Analysis (США)
Президент Дмитрий Медведев поручил премьеру Владимиру Путину и его заместителю Игорю Сечину «принять неотложные меры по организации и обеспечению функционирования газовой биржи». Что это значит для потребителей газа и для «Газпрома»?
На сайте газового монополиста написаны правильные слова: «Применение биржевых котировок в качестве рыночных индикаторов цены является одной из основных характеристик цивилизованного рынка газа. Практика показывает, что для того чтобы биржевая цена стала ориентиром для контрактных цен, через электронные торги должно проходить 5-10% производимой в отрасли продукции». Практика, однако, противоречит этим декларациям.
В России движение к цивилизованному газовому рынку остановилось 10 декабря 2008 года, когда на электронной торговой площадке «Межрегионгаза» (ЭТП) были совершены шесть последних сделок по продаже газа по свободным ценам. С тех пор прошло больше трех лет, но биржа заново так и не открылась. Результаты эксперимента по внедрению свободной конкуренции с объективным и прозрачным ценообразованием явно не устроили российского газового монополиста, потому что цены ЭТП оказались «неправильными».
К концу работы ЭТП свободные газовые цены стабилизировались на уровне 46% от уровня, предусмотренного формулой равной доходности экспортных и внутренних продаж. В таких условиях возобновление торгов было для «Газпрома» совершенно неприемлемым, так как могло вызвать у потребителей естественный вопрос: почему ориентиром для контрактных цен выбраны равнодоходные, а не рыночные цены? А это могло обрушить основу будущих затрат «Газпрома» на строительство 25 000-28 000 км новых газопроводов (и лишить доходов подрядчиков и посредников).
Похоже, что период изучения опыта ЭТП подходит к концу, о чем и свидетельствует поручение Медведева. Выполнение этого поручения может помочь потребителям газа (то есть большинству россиян) и сильно навредить «Газпрому». В отличие от докризисных лет сейчас газовая отрасль России работает в условиях отсутствия дефицита газа и транспортных мощностей (полностью загружены лишь отдельные газопроводы), а оптовые цены за последние четыре года выросли более чем вдвое. Поэтому в случае открытия полноценной газовой биржи, свободные рыночные цены с апреля по октябрь, вероятнее всего, будут ниже регулируемых цен, устанавливаемых постановлениями Федеральной службы по тарифам. Правительство, которое никогда не ставило под сомнение необходимость повышения газовых цен, едва ли способно допустить их снижение.
Опыт других отраслей показывает, что у правительства есть проверенные способы достижения нужных ценовых показателей. В случае возобновления газовых торгов можно будет, например, «разобраться с тарифами» на транспортировку газа, поставляемого по биржевым сделкам, или просто «послать доктора» в компании, которые продают свой газ по «неправильным» ценам. Однако эти методы излишне сложны. Проще всего будет продлить изучение результатов эксперимента с ЭТП до тех пор, пока российские газовые цены не достигнут заветного уровня равной доходности (согласно постановлению правительства от 31 декабря 2010 года, достижение этого уровня предусмотрено уже в 2014 году).
Необходимо отметить, что низкие цены на газ для российских потребителей скоро станут мифом. С учетом НДС, тарифов на транспортировку по распределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги цены на газ для российских промышленных потребителей уже почти сравнялись с американскими. Например, средняя цена для промышленных предприятий России, потребляющих от 1 млн до 10 млн куб. м в год, всего на 4% ниже цены конечных потребителей американской промышленности. При этом российским потребителям, в отличие от американских, ежегодное повышение цен гарантировано правительством. Ведь по формуле равной доходности цены должны быть почти вдвое выше нынешних.
Автор — гендиректор и владелец East European Gas Analysis (США)