За последние три года в России обанкротилось семь авиакомпаний, в том числе крупный альянс AirUnion с парком около 100 воздушных судов. Всего за это время, по оценкам руководителя консалтинговой компании «Инфомост» Бориса Рыбака, из эксплуатации было выведено 500 самолетов. Где они?
После кризиса на газоне летного поля аэропорта Домодедово, где до сентября 2008 года базировалась одна из компаний AirUnion, появилась стоянка из двух десятков воздушных судов, принадлежавших обанкротившимся авиакомпаниям. Такие же самолетные «кладбища» есть во Внуково, аэропортах Хабаровска, Красноярска. Флотилии, еще вполне пригодные для полетов, ржавеют, с бортов скручивают оборудование, но продать их или отдать на полноценную утилизацию невозможно. «Самолеты летали под брендами авиакомпаний, но принадлежали физическим лицам либо офшорам, сейчас определить владельцев судов очень сложно», — говорит Михаил Ковалев, коммерческий директор компании «Авиавторресурс». Случаются и нелепые ситуации. Как рассказывает Ковалев, как-то у Ил-62 оказалось шесть владельцев: по одному на четыре двигателя, фюзеляж и комплекс бортового оборудования. Части одного самолета могут находиться в залоге у разных банков.
«Авиавторресурс» берется за утилизацию самолетов, только если у них есть владелец. Сейчас в очереди на переработку стоят 15 судов. Компания покупает самолеты по цене лома — от $900 за тонну, после переработки стоимость полученных сплавов увеличивается до $2000 за тонну. Из Ил-62 весом 70 т можно получить 50 т сплавов. Ковалев уверяет, что компания работает с 20-процентной рентабельностью, при этом сокрушается, что в стране не создана программа утилизации, при которой самолеты можно бы было пускать в полноценную переработку: ремонтировать двигатели и оборудование, сертифицировать в соответствующих органах и вносить в общий реестр данных.
Такие программы есть у крупнейших мировых авиапроизводителей. Так, на специальных сертифицированных фабриках Boeing утилизируется около 150 самолетов в год. В России такого предприятия нет, и двигатели и оборудование Boeing зачастую снимаются нелегально и оказываются на черном рынке запчастей. Легально выкупленный на утилизацию за $1,4 млн Boeing после переработки приносит от продажи оборудования (при необходимости — после ремонта) и полученных сплавов более $3 млн, приводит пример Ковалев.