России знакомы Парижский и Лондонский клубы кредиторов. В первом обсуждают условия реструктуризации суверенного долга перед другими странами, а во втором — перед коммерческими кредиторами. Теперь дело идет к созданию третьего клуба — Берлинского. Собственно, это не самостоятельный клуб, а, как ни обидно это звучит для немцев, филиал Парижского.
В Европе почему-то считают, что к странам еврозоны у кредиторов должно быть особое отношение. И что проблемы с выплатой долга отдельными европейскими странами могут фатальным образом сказаться на судьбе европейской валюты. Между тем, как доказывает, например, Джон Кокрейн из Чикагского университета, еврозона вполне могла бы остаться валютным (но не бюджетным) союзом, не помогающим своим членам обслуживать проблемные долги.
Политика помешала реализации этого сценария. 56% греческого госдолга, который в апреле был в преддефолтном статусе, владеют кредиторы из еврозоны. И почти половина (27%) этой доли — долги перед Францией и Германией. Поэтому европейским чиновникам очень хотелось помочь Греции — это была помощь своим, тем, кто пострадал бы в случае ее немедленного дефолта. Но бесконечно помогать всем проблемным должникам еврозоны ее основной донор, Германия, не в состоянии.
Помощь наверняка потребуется — греческий долг и через три года будет превышать ВВП страны примерно в 1,5 раза. Поэтому еще два месяца назад канцлер Германии Ангела Меркель предложила разработать для стран еврозоны механизм упорядоченного дефолта. Тогда же она дала немецкому Минфину поручение продумать такой механизм.
Для Германии это рациональная стратегия — пытаться минимизировать потери госбюджета на случай помощи проблемным должникам еврозоны. И одновременно снизить потери банков, страховщиков, инвестфондов, которые владеют обязательствами «банкрота».
Берлинский клуб станет «лайт-версией» Парижского. Ведь считается, что страны еврозоны — Греция, Португалия, Испания — гораздо более надежны, чем, скажем, Аргентина, Мексика или Россия. Кредиторы европейцев однозначно рассчитывают на мягкое к себе отношение.
За два месяца немецкий Минфин подготовил проект этой процедуры. Он пока не опубликован и официально Еврокомиссией не обсуждался. Но с мая инвесторы с их короткой памятью снова поверили (или сделали вид, что верят): в еврозоне суверенных дефолтов и реструктуризаций не бывает. Ну не бывает, и все тут. Поэтому публикацию в «Шпигеле», в которой описываются планы немецкого правительства, встретили с круглыми глазами: «Ах, оказывается, инвесторам придется понести потери в случае реструктуризации». Курс евро к доллару 12 июля снизился на 0,5%. Ну да, разумеется, придется.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле говорит о Берлинском клубе как о более официальной организации в сравнении с первыми двумя клубами (их структура достаточно «мягкая»). Возможно, он даже будет давать инвесторам гарантии, что после реструктуризации долг будет им выплачен на согласованных условиях. В процесс переговоров предполагается вовлечь МВФ и структуры G-20. «Хозяин» и инициатор создания клуба, правительство Германии, не будет при этом брать на себя обязательства должников, если они не смогут выплачивать долг и после реструктуризации.
Вполне понятно и то, что Германия использует европейский вакуум в плане урегулирования долгов для укрепления международного положения. Учитывая большую долю немецких институтов в кредитовании других стран еврозоны, это вполне оправданно.
Рано или поздно инвесторам придется признать, что в еврозоне нет магического кристалла, спасающего проблемных должников от банкротства — в той или иной форме. Они еще скажут спасибо, что в Европе к кредиторам относятся лучше, чем в прочих частях света. Больше нигде иностранные государства попавшим в кабалу суверенным мотам не помогают.
Автор — экономический обозреватель