Компания IKEA не исключает судебного разбирательства из-за пробок, возникших на Ленинградском шоссе, «если будет такая необходимость», сообщила директор по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям IKEA в России и СНГ г-жа Белайчук. Крупная компания несет убытки, количество посетителей упало на треть — и тем не менее IKEA пока сомневается, есть ли смысл прибегать к отечественному правосудию. Обычным же гражданам, попавшим в пробку на Ленинградском шоссе, надеяться на возмещение ущерба через суд практически бесполезно.
Прежде всего необходимо изучить нормативную базу, регламентирующую осуществление дорожных работ. Потенциального истца — допустим, того, кто опоздал на самолет, должны интересовать все детали, начиная с вопроса о том, в чьем ведении находится проблемный участок дороги, и заканчивая наличием всех необходимых документов для производства работ. Также будет необходимо выяснить, была ли соблюдена процедура привлечения к осуществлению дорожных работ той организации, которая в конечном итоге их и начала осуществлять.
Кроме того, потребуется выяснить, насколько соответствовали действия по блокированию дорожного движения нормативным актам, которые регламентируют сами дорожные работы. Поверьте, это большой труд — и не только в связи с большим числом всевозможных инструкций и положений, но и потому, что их содержание довольно часто возможно трактовать двояко. Скорее всего, начатые работы осуществлялись в полном соответствии с законодательством или с его трактовкой со стороны дорожных организаций.
Тем не менее, предположим, мы выяснили, что городские или областные власти нарушили все мыслимые нормы, а организация, осуществлявшая ремонт моста, не соблюдала требования о перекрытии дорожного участка. Говорит ли это о том, что мы можем начать бомбардировать судебные инстанции исками о возмещении причиненного нам вреда? К сожалению, нет. Ведь в этом случае нам потребуется доказывать не только сам факт нахождения в пробке (малоперспективная затея) — скорее всего, судья поинтересуется, были ли у нас альтернативные маршруты объезда? Ну конечно, были. Была же возможность поездки в Тверь через Казань, и её ещё никто не отменял.
Кроме того, будет возникать и множество иных моментов, которые постепенно сведут на нет сутяжнический задор и пыл.
Полагаю, что возместить причиненный вред отдельному гражданину не удастся. Сделать себе PR на громкой теме — возможно, а вот выиграть в суде — маловероятно. Более перспективно дисциплинарное наказание конкретных чиновников, виновных в сложившейся ситуации. А наказание у нас может быть различное, начиная с выговора и заканчивая увольнением. Но граждане здесь совершенно ни при чем.