ИИ вредит психическому здоровью школьников. Или нет?
Согласно недавнему опросу, проведенному исследовательским центром EdWeek, 69% учителей и директоров школ предполагают, что ИИ будет оказывать негативное влияние на психическое здоровье подростков в течение ближайших 10 лет. Почти четверть — 24% — считают, что это влияние будет «крайне негативным». Только 14% педагогов ожидают положительного воздействия, и лишь 1% уверен, что оно окажется «в высшей степени положительным».
Преподаватели утверждают, что применение ИИ мешает учащимся раскрывать собственный потенциал и развивать личные качества. В частности учителя полагают, что искусственный интеллект делает школьников нерешительными в моменты выбора. «Возможности искусственного интеллекта будут расширяться. Алгоритмы будут подсказывать все: какие шоу смотреть, какие слова вводить в тексте. Уже сейчас ИИ за считанные секунды пишет работы, которые кажутся ученикам идеальными, — цитирует одного из педагогов образовательный портал EdWeek. — Школьники убеждены, что компьютер не может ошибаться». Учителя переживают, что цифровой разум в итоге подавит любые проявления личности учеников.
Сами школьники настроены более оптимистично. Хотя около 25% ожидают, что использование ИИ плохо скажется на их психическом здоровье, 30% считают, что взаимодействие с ИИ, напротив, повлияет на них положительно, а еще 10% уверены, что эффект будет «в высшей степени положительным».
Оценивая возможности искусственного интеллекта, школьники видят множество перспектив: от повышения доступности знаний до диагностики заболеваний на ранних стадиях. Кроме того, по мнению учащихся, искусственный интеллект может избавить их от рутинных и нелюбимых занятий и освободить время для более полезных и творческих дел или просто для отдыха. «В моей школе многие выполняют задания с помощью ИИ. Честно говоря, я думаю, что это укрепляет психическое здоровье, поскольку избавляет нас от стресса», — передает EdWeek слова старшеклассницы из Канзаса.
Точку зрения молодежи разделяют специалисты, изучающие влияние технологий на общество. Они напоминают, что так называемые зумеры (люди, родившиеся в 1995–2010 годах) с детства знакомы с цифровыми технологиями. У них всегда были голосовые помощники, приложения и навигаторы в телефонах. Использование искусственного интеллекта для зумеров — понятный и естественный процесс, часть повседневной жизни, поэтому ИИ не может навредить их психическому здоровью.
Впрочем, у учителей есть аргумент против ИИ, с которым пока сложно спорить. Уже сейчас с помощью искусственного интеллекта можно создать видео, аудио или фотографии с применением чужого голоса или изображения без разрешения владельца. Эти технологии постоянно совершенствуются. Злоумышленники могут использовать такие материалы для психологической травли, манипуляции или запугивания.
Новые технологии прочно вошли в нашу жизнь, и этот процесс не повернуть вспять. Специалисты сходятся во мнении, что бороться с ИИ не стоит — нужно подумать, как извлечь из взаимодействия с ним максимум пользы и как применять цифровой разум, не попадая к нему в рабство. Учителям и ученикам — как и всему обществу — придется научиться жить по новым правилам.