К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Российский рынок бизнес-образования: тренды и перспективы

Фото: pch.vector, Freepik
Фото: pch.vector, Freepik
Бизнес-образование в России стремительно меняется. Из-за растущей конкуренции, усиливающегося спроса на развитие гибких навыков, изменения вектора международного сотрудничества образовательные организации вынуждены трансформироваться кардинальнее, чем когда-либо. Смена акцентов в содержании программ, появление новых форматов и запрос на индивидуализацию обучения — все это формирует новую реальность на рынке управленческого образования

Чтобы понять, как устроена современная экосистема бизнес-образования в России и какие факторы будут определять ее развитие в ближайшие годы, СберУниверситет совместно с Президентской академией (РАНХиГС) провел масштабное исследование, охватившее весь спектр игроков рынка. Исследование (результаты есть в распоряжении Forbes Education) основывалось на анализе данных, полученных от 30 провайдеров образования, большинство из которых (70%) составляли бизнес-школы, а остальные 30% — корпоративные университеты (17%) и EdTech-платформы (13%). Также были изучены мнения 476 руководителей и собственников бизнеса — слушателей и выпускников образовательных программ и представителей 78 компаний-работодателей из 12 ключевых отраслей экономики. Информация для анализа была собрана с помощью комплексного анкетирования, глубинных интервью и онлайн-опросов и обработана с применением технологий искусственного интеллекта.

В фокусе исследования находились программы бизнес-образования, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, по завершении которых слушатели получают диплом или удостоверение о повышении квалификации. Краткосрочные тренинги и коучинговые форматы без итоговой аттестации не рассматривались.

Ключевые тренды бизнес-образования

По мнению представителей образовательных организаций, в последние годы на рынке сформировалось несколько устойчивых тенденций. Большинство из них связано с тематикой и форматами обучения. В топ-10 наиболее часто упоминаемых трендов вошли следующие:

  1. Актуализация содержания программ и направлений обучения (53% голосов). Классические учебные модули адаптируются под современные геополитические и экономические реалии. Кроме того, в программы вводятся дисциплины, предполагающие развитие определенных цифровых, гибких и профессиональных навыков: умения работать с ИИ, организовывать взаимодействие в команде, управлять проектами и персоналом и т. д.
  2. Востребованность гибридного и онлайн-обучения (33%). Хотя очный формат остается важным, растет интерес к смешанным формам — их выбирают за удобство, адаптивность и масштабируемость.
  3. Запрос на практико-ориентированное обучение (23%). Слушателям важно решать конкретные бизнес-задачи и изучать методы, применимые на практике.
  4. Спрос на короткие интенсивы (34%). Место традиционных форматов все чаще занимают краткосрочные, в том числе микрообучение.
  5. Переориентация на Восток (20%). Академические партнерства выстраиваются не с западными странами, а с восточными. Выездные модули также проводятся на Востоке. 
  6. Развитие технологий (20%). Цифровая трансформация и искусственный интеллект используются не только как предмет изучения, но и как средство создания контента и поддержки слушателей.
  7. Персонализация обучения (17%). Все более востребованы индивидуальные программы, ориентированные на интересы и опыт слушателей.
  8. Усиление конкуренции и появление новых игроков в онлайн-сегменте (17%). На рынок все чаще выходят поставщики недорогих курсов и онлайн-программ, ведущие агрессивную маркетинговую политику.
  9. Востребованность со стороны корпоративных заказчиков (13%). Растет спрос на корпоративное обучение и программы, адаптированные под нужды компаний.
  10. Спрос на преподавателей-практиков (10%). Слушатели программ хотят видеть в числе преподавателей лидеров, пользующихся авторитетом и обладающих релевантными знаниями и опытом.

Ключевые вызовы для образовательных организаций

В топ-5 наиболее серьезных проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться образовательным организациям, по мнению провайдеров бизнес-образования, вошли следующие:

  1. Уход международных партнеров (23% голосов).
    Одним из наиболее болезненных вызовов для образовательных организаций стал разрыв сотрудничества с зарубежными партнерами. Это не только ограничило доступ к международному профессиональному опыту, но и создало проблемы с организацией выездных стажировок и очных заграничных программ. Необходимость искать новых зарубежных партнеров осложняет работу провайдеров бизнес-образования.
  2. Усиление конкуренции в связи с появлением новых игроков (23%).
    EdTech-компании, корпоративные университеты и независимые тренинговые центры все активнее отвоевывают позиции у традиционных бизнес-школ. Гибкость, технологическая продвинутость и умение быстро подстраиваться под запросы заказчиков делают новых игроков особенно привлекательными для бизнеса.
  3. Поиск альтернативы международным аккредитациям (17%).
    Исключение российских бизнес-школ из международных аккредитационных организаций и сообществ заставило провайдеров делового образования создать национальную систему аккредитации и оценки качества образовательных программ.
  4. Высокая волатильность бизнес-среды (17%).
    Неустойчивость рынка привела к резкому падению спроса на долгосрочные программы. Это вынуждает учебные заведения оперативно перестраивать контент, внедрять гибкие модели обучения и цифровые инструменты.
  5. Дефицит преподавателей (17%).
    Нехватка преподавателей с практическим опытом в реальном секторе экономики — системная проблема. Российские бизнес-школы сталкиваются с тем, что профильные эксперты загружены работой на годы вперед. Ситуацию усугубляет ограниченный доступ к международным спикерам.

Профиль образовательных организаций и программ

Категории программ. Наиболее массовым сегментом бизнес-образования стали программы повышения квалификации — на них приходится 41% выпускников. Далее следуют программы профессиональной переподготовки (37%): они показали наибольший рост — доля этого сегмента увеличилась с 28% в 2022 году до 37% в 2023 году. 8% рынка занимают кастомизированные курсы для корпоративных заказчиков, 5% — программы MBA.

Направления обучения. Образовательные организации чаще всего включают в свои программы изучение стратегического управления (34%), управления финансами (32%) и персоналом (31%). Развитию гибких навыков уделяется внимание в 29% программ, операционному управлению — в 25%, маркетингу и продажам — в 23%, цифровой трансформации — 15%. Реже всего встречаются курсы по направлению «анализ и данные» (9%), хотя исследование показало, что они востребованы слушателями и работодателями.

Управление персоналом входит в топ-3 направлений обучения всех типов образовательных организаций. При этом бизнес-школы фокусируются на стратегическом менеджменте и управлении финансами, а корпоративные университеты, EdTech-компании и тренинговые центры — на гибких навыках.

Длительность программ. Шире других на рынке бизнес-образования представлены длительные программы (от года до двух), реализуемые в очном формате. Бизнес-школы предлагают как специализированные, так и комплексные программы продолжительностью от трех до 22 месяцев. EdTech-компании и тренинговые центры ориентируются на форматы средней продолжительности (5–13 месяцев) с узкой специализацией. Корпоративные университеты, как и бизнес-школы, фокусируются на специализированных и комплексных программах, которые, однако значительно короче: от трех до восьми месяцев.

Стоимость обучения. Бизнес-образование продолжит дорожать. 84% образовательных организаций за последние три года подняли цены на свои услуги. При этом с 2022 по 2023 год в 52% образовательных учреждений цены выросли на 10–20%, в 29% — на 10%, в 19% — на 20% и больше. Значительнее всего стоимость обучения выросла на программах EMBA и DBA (+16%), Mini MBA (+11%) и MBA (+7%). Меньше других подорожали программы повышения квалификации (+2%). Поднять цены в будущем планируют 92% опрошенных. Одна из причин — дефицит высококвалифицированных преподавателей, за которых образовательные организации ведут активную борьбу.

Повышение стоимости в 2023 году по сравнению с 2022-м

Медианная стоимость обучения

Целевая аудитория. Более половины программ ориентировано на руководителей среднего (36%) и высшего звена (37%). При этом наибольшая доля выпускников (41%) приходится на руководителей линейного уровня: руководители высшего звена оказались на втором месте (36%), среднего звена — на третьем (19%). Собственники бизнеса проходят обучение реже всего (4%), притом что, по свидетельству представителей образовательных организаций, за последние два–три года их, как и руководителей высшего звена, среди слушателей стало больше.

Каналы привлечения слушателей. Веб-сайты — основной инструмент привлечения учащихся во все категории образовательных организаций. Им пользуются 97% опрошенных. Бизнес-школы, помимо цифровых платформ, полагаются на силу сарафанного радио (17%). Корпоративные университеты, EdTech-компании и тренинговые центры активно задействуют социальные сети (80%).

Конкурентные преимущества. Все категории образовательных учреждений считают качество преподавательского состава ключевым конкурентным преимуществом (87%). Бизнес-школы усиливают позиции за счет широкой и актуальной продуктовой линейки. Их козыри — хорошая репутация и интеграция зарубежных модулей. Корпоративные университеты делают ставку на продвинутую инфраструктуру и практико-ориентированный подход. EdTech-компании и тренинговые центры видят свои преимущества в практической направленности обучения и развитой ИТ-инфраструктуре. Как и бизнес-школы, они используют репутацию как инструмент доверия.

Конкурентные преимущества образовательных организаций

Управление качеством преподавательского состава. Методы повышения качества профессорско-преподавательского состава всех образовательных учреждений включают в себя тщательный отбор преподавателей (53%), привлечение экспертов-практиков (47%), развитие экспертности своих преподавателей (37%), регулярный сбор и анализ обратной связи слушателей и выпускников (30%). Бизнес-школы демонстрируют более комплексный подход, внедряя расширенный набор инструментов: непрерывный поиск и обновление состава преподавателей (29%), индустриальные стажировки (19%), актуализацию образовательных программ (19%) и т. д.

Потребности слушателей и работодателей

Цели обучения. Слушатели чаще всего стремятся к профессиональному и личному развитию (79% и 69% соответственно). Следующие по популярности цели обучения: улучшение материального благосостояния (59%) и карьерный рост (56%). Руководители небольших компаний, в которых работает до 250 человек, при прохождении обучения реже всего рассчитывают на улучшение финансового положения (54%), топ-менеджеры крупных компаний — на карьерное развитие (49%).

Цели слушателей бизнес-курсов

Работодатели, отправляя сотрудников на учебу, надеются, что те начнут эффективнее работать (81%) и научатся реализовывать конкретные проекты (65%). На третьем по популярности месте оказались две цели: повышение уровня удовлетворенности и вовлеченности, а также развитие бренда организации (по 54%). При этом крупные компании чаще используют обучение как инструмент развития бренда работодателя (62%), небольшие — как способ повышения лояльности сотрудников (57%)

Цели работодателей, отправляющих сотрудников на бизнес-обучение

Направления обучения. Отвечая на вопрос наиболее релевантных темах обучения, слушатели чаще всего указывали на стратегическое управление (35%). Работодатели, со своей стороны, заявляли, что для их команды топ-менеджеров важнее всего управление персоналом (54%). Крупные компании считают более важным развитие гибких навыков, небольшие чаще фокусируются на маркетинге и продажах.

Направления обучения, ключевые для слушателей и работодателей

Типы программ. И слушатели, и работодатели больше всего заинтересованы в программах-конструкторах, позволяющих выбирать дисциплины в составе курса (50% и 62% соответственно). При этом сотрудники чаще, чем руководство, предпочитают комплексные программы с широким спектром изучаемых предметов (47% и 36% соответственно).

Типы программ, предпочтительные для слушателей и работодателей

Форматы. Самыми популярными у слушателей оказались очные образовательные мероприятия (56%) и выездные стажировки (53%). Топ-менеджеры небольших организаций чаще, чем управленцы из крупных компаний, предпочитают дистанционное обучение (29% против 11%) и реже — деловые игры (13% против 22%). Работодатели, в свою очередь, чаще, чем слушатели, голосуют за обучение в виде мастер-классов (41% против 24%) и деловых игр (54% против 17%), реже — за формат прикладных исследований и консультационных проектов (12% против 35%).

Потребности слушателей. Руководители высшего звена заинтересованы в продолжительных программах (до 13 месяцев) с широким охватом направлений обучения. Линейные руководители в крупных компаниях и менеджеры среднего звена в небольших организациях выбирают как узкопрофильные, так и комплексные программы длительностью от четырех-пяти до девяти месяцев. Руководители среднего звена и специалисты ориентированы на изучение не более трех-четырех направлений. Линейные руководители из крупных компаний и собственники бизнеса чаще выделяют до пяти приоритетных направлений обучения и предпочитают программы длительностью от двух до девяти месяцев. При этом работодатели считают приемлемым обучение, длительность которого не превышает трех месяцев.

Бюджет. Исследование показало, что большинство слушателей готовы выделять на обучение меньше средств, чем требуется. Линейные менеджеры согласны потратить на долгосрочные программы не более 100 000 рублей в год, руководители более высокого уровня — до 200 000 рублей в год. На краткосрочные программы большая часть опрошенных резервирует не более 100 000 рублей в год. Лишь около 10% респондентов имеют бюджет, соответствующий ценовому диапазону краткосрочных программ: свыше 200 000 рублей в год.

У 74% работодателей объем средств, выделяемых на обучение одного руководителя среднего звена, не соответствует ценовому предложению провайдеров. У 35% подобное несоответствие наблюдается в отношении руководителей высшего звена.

Критерии выбора обучения. Топ-3 показателей одинаковы для работодателей и слушателей: актуальность (87% и 69% соответственно), практическая направленность (67% и 61%) и удобный формат обучения (69% и 56%). Остальные критерии в той или иной степени различаются: работодатели склонны обращать внимание на длительность программы (40% против 28% слушателей), а слушатели — на состав преподавателей (53% против 37% работодателей). Наличие у образовательной организации аккредитаций важнее для слушателей, чем для работодателей (75% против 69%).

Механизмы удержания сотрудников. Чтобы удержать сотрудников, прошедших обучение, работодатели чаще всего предлагают им продвижение по карьерной лестнице (63%), предоставляют дополнительные возможности для развития (63%) и подключают к работе над важными проектами (56%). Малый и средний бизнес чаще крупного делает ставку на материальные и эмоциональные стимулы: повышение зарплаты (43% против 34%), признание достижений (43% против 34%), улучшение условий труда (33% против 14%).

Влияние обучения на карьеру в компании. Более половины работодателей (51%) убеждены, что прохождение образовательных программ дает руководителям явные карьерные преимущества. В крупных организациях чаще, чем в небольших, управленцев включают в кадровый резерв (66% против 41%), а в небольших — повышают зарплату (45% против 31%). При этом 14% опрошенных работодателей заявили, что прохождение программ управленческого образования не отражается на карьере сотрудника.

Прогноз развития рынка бизнес-образования

Факторы развития рынка бизнес-образования

По мнению игроков рынка, развитие бизнес-образования в ближайшие три года будет определяться 10 важнейшими факторами.

Экономическая ситуация в России (50% голосов опрошенных). Замедление роста доходов населения может снизить спрос на бизнес-образование, однако корпоративный сектор, вероятно, увеличит инвестиции в обучение руководителей из-за необходимости адаптироваться к новым экономическим реалиям.

Технологические инновации (40%). Внедрение искусственного интеллекта, развитие дистанционных, гибридных и интерактивных форматов обучения, совершенствование цифровых платформ станут ключевыми драйверами трансформации образовательного процесса.

Государственное регулирование в образовательной сфере (30%). Национальная система аккредитации (НАСДОБР) заменяет западные аналоги. Уже сейчас 48% бизнес-школ, участвовавших в исследовании, имеют аккредитацию НАСДОБР. Некоторые учебные заведения планируют получать аккредитацию в дружественных странах.

Дефицит управленческих кадров, спрос на новые компетенции (27%). Сокращение числа руководителей и возросшая неопределенность усилят спрос на профессиональную переподготовку управленческих кадров.

Смена вектора международного академического сотрудничества (23%). Переориентация на страны БРИКС, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и СНГ откроет новые возможности для совместных программ и академических обменов.

Усиление конкуренции и новые игроки (20%). На рынок бизнес-образования выходит все больше EdTech-платформ и корпоративных университетов, которые предлагают более гибкие и практико-ориентированные программы, чем в традиционных бизнес-школах.

Геополитическая обстановка (17%). Изменение вектора международных отношений влияет не только на партнерские связи, но и на содержание программ обучения.

Партнерства (13%). Формируются новые образовательные альянсы: бизнес-школы активнее работают с региональными вузами, корпоративными университетами и бизнесом, создавая совместные программы.

Запрос на выработку актуальных управленческих решений и инструментов (10%). Согласно опросам, слушатели хотели бы изучать отечественные кейсы и методики, а также осваивать практические инструменты управления, соответствующие текущим экономическим условиям.

Омоложение состава слушателей (7%). С приходом поколения зумеров в управленческий сектор снижается средний возраст слушателей программ.

Планы развития образовательных организаций

Представители опрошенных образовательных организаций выделили восемь основных направлений развития бизнес-образования на ближайшие три года.

Обновление портфеля программ (53% голосов). Разрабатываются новые курсы, учитывающие изменения в экономике и запросы рынка. Например, появляются программы по развитию внешнеэкономической деятельности (в Китае, Индии, Иране), а также по ведению высокотехнологичного бизнеса в условиях новой индустриализации.

Развитие зарубежных партнерств (30%). Образовательные организации переориентируются на сотрудничество с бизнес-школами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Они создают совместные программы, организуют обмен преподавателями и студентами, адаптируют зарубежные методики под российские реалии.

Внедрение новых технологий (30%). В обучении активнее применяется искусственный интеллект — он используется для передачи знаний и отработки навыков на практике. Часто используется геймификация, процесс обучения становится более прозрачным.

Усиление преподавательского состава (20%). Образовательные организации делают ставку на привлечение экспертов-практиков, развитие программ подготовки преподавателей, организацию гостевых лекций.

Развитие корпоративного обучения (17%). Все чаще создаются кастомизированные программы для корпоративных клиентов — как компаний, так и отдельных команд.

Внедрение адаптивных треков обучения (17%). Образовательные организации разрабатывают индивидуальные продукты, отвечающие запросам клиента. Индивидуализация связана с выбором тем, форматов обучения, комбинацией модулей и т. д.

Развитие партнерств с российскими организациями (13%). В академической среде создаются альянсы, нацеленные на создание и реализацию совместных программ. К совместной работе также подключается бизнес.

Более активная работа с выпускниками (7%). Бизнес-школы, корпоративные университеты, EdTech-компании и тренинговые центры укрепляют взаимодействие со своими выпускниками и оказывают им всестороннюю поддержку: помогают строить карьеру, организуют досуг, дают возможности для обмена опытом.

Прогноз спроса

Несмотря на сложности, 92% организаций ожидают увеличения спроса на бизнес-образование в ближайшие два-три года. Уже сейчас 74% работодателей планируют направить своих топ-менеджеров на обучение по программам управленческого образования. Аналитики полагают, что к 2030 году количество руководителей, прошедших обучение, в России увеличится более чем на треть (36%). Это связано с необходимостью переподготовки управленцев в условиях дефицита руководящих кадров.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Образование