К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

За четыре года бакалавриата студенты тратят в среднем 1,6 млн рублей

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Современный студент, получающий образование в Москве или Санкт-Петербурге, в среднем тратит в месяц 33 000 рублей. Большая часть этой суммы уходит на питание, вторая по объему статья расходов — онлайн-шопинг

Центральный университет совместно с Т-Data, аналитическим проектом Т-Банка, изучил финансовое поведение, реальный уровень расходов и потребительские привычки учащихся 20 ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Исследование (есть в распоряжении Forbes Education) проводилось на основе анализа обезличенных банковских транзакций: учитывались покупки в офлайн-точках и на онлайн-платформах, совершенные в период с 2019 по 2024 год студентами в возрасте 17–23 лет.

В 2023/24 учебном году среднестатистический студент ежемесячно тратил около 33 000 рублей, что на 18% больше, чем два года назад (в 2021/22 году). В среднем за четыре года обучения на бакалавриате расходы учащегося составили примерно 1,6 млн рублей, за два года магистратуры —1,1 млн рублей.

Разные вузы — разный бюджет

По объему трат вперед вырвались студенты Московского государственного института международных отношений — их ежемесячные расходы достигают 49 900 рублей. За ними следуют учащиеся Московского финансово-юридического университета (43 100 рублей) и Высшей школы экономики (42 700 рублей). Бюджет студентов технических и медицинских университетов оказался ниже среднего: в МИФИ — 26 600 рублей, в МИЭТ — 26 500 рублей, в РНИМУ имени Н. И. Пирогова — 25 700 рублей. Рекордные траты за месяц — 55 000 рублей — были зафиксированы у учащихся МГИМО в декабре 2024 года, расходы студентов МИФИ за тот же период были вдвое меньше — 27 000 рублей.

Более трети студенческого бюджета составляют траты на питание. В осенние и весенние месяцы учащиеся чаще выбирают общепит, а не покупку продуктов (30% против 27%). Лидерами по доле трат на кафе и рестораны (21% бюджета) стали студенты Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.

На маркетплейсах учащиеся вузов тратят до 10% бюджета, в офлайн- и онлайн-магазинах одежды и обуви — до 7%. Онлайн-шопинг чаще всех практикуют будущие педагоги из МПГУ (11% их расходов).

Студенты МГИМО меньше других оставляют в супермаркетах и на маркетплейсах — 11% и 4% бюджета соответственно.

Оплата проезда во время обучения в университете тоже оказывается значительной статьей расходов. При этом студенты МГИМО предпочитают такси, на которое у них уходит примерно 7% всех трат. Самая большая доля расходов на общественный транспорт обнаружилась у учащихся СПбГУ — до 5%.

Зависимость расходов от курса и сезона

Как показало исследование, первокурсники (17–18 лет) в среднем тратят в месяц 25 000 — 30 000 рублей, но с каждым последующим годом обучения расходы растут на 11–13% и к последнему курсу бакалавриата (22–23 года) достигают 50 000 рублей.

Разница в бюджетах первокурсника и старшекурсника варьируется в зависимости от вуза: наиболее существенна она у студентов МФТИ (в 2,3 раза), наименее — у учащихся МГИМО (в 1,6 раза).

Расходы студентов всех возрастов имеют ярко выраженную сезонность. Пик приходится на летний период: за июнь, июль и август 2024 года учащиеся истратили в среднем 107 000 рублей. Минимумы фиксируются в начале учебного года: средний бюджет за период с сентября по ноябрь включительно составил около 91 500 рублей, что на 15% меньше летних трат.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Образование

24.04.2025