Кения отменяет обязательное изучение математики в старших классах

Министерство образования Кении объявило, что с января 2026 года математика станет необязательным предметом для учащихся 10–12-х классов всех школ страны. Решение связано с переходом на новую систему образования. По словам представителя министерства, базовой математической грамотности, которую школьникам прививают до перехода в старшую школу, должно быть достаточно для взрослой жизни.
В рамках образовательной системы, которая еще действует в этом году, нигерийские школьники изучают математику до 10-го класса, а в 11-м выбирают обычный или упрощенный курс этого предмета. С 2026 года в 10-м классе можно будет полностью отказаться от изучения математики. Многие подростки, по мнению экспертов, так и поступят: у большинства по этой дисциплине плохие оценки. В 2022 и 2023 году более половины выпускников получили на экзамене по математике самые низкие баллы: D и E.
Специалисты связывают кризис математического образования в Кении с несколькими факторами.
Неравномерное распределение ресурсов. 70% кенийских детей обучаются в школах, получающих минимальное финансирование. В этих учебных заведениях не хватает квалифицированных преподавателей математики и современных учебных материалов. Многим детям не достается даже учебников.
Плохая подготовка педагогов. Учителя зачастую не обладают достаточной квалификацией, чтобы сформировать у учащихся базовые навыки счета — фундамент, требуемый для успешного освоения математики в старших классах. Впоследствии это приводит к пробелам в знаниях и низкой успеваемости.
Дискриминация учеников. Исследования, основанные на наблюдениях за уроками, выявили, что преподаватели математики уделяют больше внимания мальчикам, игнорируя при этом девочек. Кроме того, дети, которые учатся лучше других, как правило, занимают места ближе к доске, лишая остальных позитивного подкрепления, необходимого, чтобы поддерживать мотивацию к изучению предмета. Усугубляет ситуацию отношение к математике как к сложному предмету, укрепляющее стереотип о ее доступности только для мальчиков и одаренных детей.
Дискалькулия. Это расстройство, затрудняющее понимание арифметических операций, встречается у 3–7% людей в мире. В Кении им страдают 6,4% школьников. Однако система образования страны не предоставляет учителям инструментов для диагностики этого состояния или адаптации методик преподавания для учеников с дискалькулией.
Многие эксперты полагают: чтобы исправить ситуацию, нужно не отказываться от изучения математики в старших классах, а сосредоточиться на устранении глубинных причин низкой успеваемости по этому предмету. Для этого нужно, в частности, повышать квалификацию преподавателей, бороться со стереотипами, чтобы математика не казалась дисциплиной для мальчиков и особо одаренных детей, внедрять мультисенсорные методы обучения для помощи ученикам с дискалькулией.
В целом решение сделать математику в старших классах предметом по выбору вызвало в образовательном сообществе жаркие споры. Сторонники реформы считают, что она снизит нагрузку на учеников, противники напоминают: математика важна для развития логики и опасаются, что реформа заметно снизит качество образования.