10 книг про учебу, благодаря которой у героев начинается новая жизнь

Где бы вы были сейчас, если бы не главный учитель, встретившийся на вашем жизненном пути? Что бы делали, если бы не познакомились с лучшим в мире соседом по парте? Чем бы занимались, если бы не сдали непростой экзамен? Ясно одно: ваша жизнь сложилась бы иначе. Мы собрали десять книг, которые напоминают о том, что образование может круто изменить жизнь человека.
«Матильда»
Эту ставшую уже классической историю о пользе чтения придумал главный английский сказочник XX века, автор прогремевшей на весь мир книги про Чарли и шоколадную фабрику.
Роальд Даль славился черным юмором и гриммовской безжалостностью: злодеев у него всегда наказывают по справедливости, а финал не всегда счастливый.
Впрочем, как раз в «Матильде» с финалом все в порядке. Жизнь маленькой девочки, которая тянется к знаниям вопреки беспросветной необразованности родителей, однажды меняется буквально по волшебству, а волшебство это появляется в ее жизни вместе с книгами.
По мановению писательской волшебной палочки совершается великое дело: смешная, страшная и очень увлекательная книга Даля исподволь внушает ребенку: будешь читать книги — и твоя жизнь станет невероятной и чудесной!
Живой классик Квентин Блейк иллюстрировал почти все книги Роальда Даля, и его спонтанные и будто ожившие рисунки — дополнительный повод познакомиться с удивительной «Матильдой».
«Я не верю в монстров»
Что делать, если школа бесит, учителя считают тебя пустым местом и отправляют за последнюю парту, одноклассники — ненавидят, а в учебниках ничего не понятно? Как можно говорить о важнейшей роли образования, если школа — сплошное мучение?
Брэдли Чокерс из повести Луиса Сашара сначала застрял на два года в четвертом классе, а потом еле перевелся в пятый. У него нет ни одного любимого предмета или учителя, ни одного школьного товарища и вообще ни одного повода день за днем ходить в это дурацкое заведение.
А когда в школе все безнадежно, что это за жизнь? Брэдли злится, огрызается и ссорится с каждым, кто пытается к нему подступиться. Хорошо ему только в собственной комнате, где он разговаривает с любимыми игрушками.
Все меняется в тот день, когда в школе появляется психолог и одновременно в класс к Брэдли приходит новенький мальчик. Контакт налаживается не сразу, но проходит немного времени — и вот уже выполнено чуть ли не первое в жизни домашнее задание, написано чуть ли не первое в жизни сочинение. Вскоре Брэдли, которого раньше одноклассники обзывали монстром, оживает, очеловечивается и начинает доверять и школе как маленькой модели большой жизни, и миру вокруг.
Сейчас книга Луиса Сашара издается в России в другом переводе под названием «Мальчик с последней парты».
«Битвы по средам»
Герою книги, семикласснику Холлингу Вудвуду, выпала редкая удача: он встретил учительницу, которая распознала в нем яркие способности и взялась их развивать. Учебный год под руководством миссис Бейкер перевернул представления Холлинга и о школе, и о поэзии, и о миссис Бейкер, и даже о себе самом.
А ведь начиналось все просто ужасно. Холлинг был уверен, что классная его ненавидит. Иначе с чего бы ей возиться с ним каждую среду, когда по дурацкому стечению обстоятельств из всех семиклассников только он один остается в школе? И с чего бы ей мучить его трагедиями Шекспира, которых они еще не проходят? И чего это она смотрит на него так пристально? Неужели решила извести?
Шекспир — не единственная напасть, которая обрушивается на Холлинга, и не единственное его открытие. Пока многотысячные толпы хиппи устраивают антивоенные митинги перед Пентагоном, пока миссис Бейкер дожидается мужа из Вьетнама, а школьная повариха печет пирожные для жен военнослужащих, Холлинг взрослеет и учится принимать (или не принимать) то, что происходит вокруг — и дома, и в мире. А миссис Бейкер с Шекспиром — и еще парочка облезлых крыс из живого уголка — оказываются для него лучшими учителями.
«Соня из 7 «Буээ»
Это книга-кричалка, книга-комикс, книга-игрушка для немаленьких детей. Здесь школа показана изнутри — какой ее видят из-под капюшона худи, слышат сквозь наушники, в которых звучит рок, ощущают на себе сквозь ненавистный лыжный костюм на зимней физре.
Семиклассница Соня — бунтарь, интроверт и просто обычный уставший подросток, одновременно «ничего-не-понимающий» и в то же время вдруг понимающий очень много.
Если хочется вспомнить, каково это — быть семиклассником, и понять семиклассника сегодняшнего, лучшего пособия не придумать.
Писатель, поэт и школьный учитель Алексей Олейников, видимо, проглотил особую пилюлю, позволяющую влезть в шкуру мечущегося подростка, которого бушующие атомы разрывают на части, который не принимает ничего и ни с чем не готов мириться, — и рассказал об этом рваным, болезненным и продирающим до глубины души полустихом-полуисповедью. А гениальный Тимофей Яржомбек поймал волну и дополнил текст картинками. Получилось очень сильно: местами ужасно смешно, местами ужасно грустно.
«Амнезия. Дневник потерявшего память»
Родители и учителя любят внушать детям, что школа — главное в жизни, хорошие оценки — высшая цель, а успешный человек должен быть успешен во всем.
Главный герой книги, пятнадцатилетний Ромен, в результате травмы теряет память. Теперь прежнюю жизнь — родителей, дом, одноклассников и учителей — он узнает в буквальном смысле заново. И читателя неизбежно посещает мысль: а не стоит ли всем в 15 лет выбрасывать из головы вложенные туда родителями и учителями установки (бесконечные «надо», «должен», «срочно» и «ведь у тебя скоро экзамен»), чтобы уже своим, вполне зрелым умом осознать, что тебе интересно, что ты считаешь важным и чему на самом деле хочешь посвятить жизнь? И не надо ли взглянуть на скрипку, отчего-то висящую на стене на самом видном месте, новыми глазами? Чтобы понять: ты действительно хочешь заниматься музыкой/балетом/математикой по несколько часов ежедневно или у тебя есть дела поважнее?
«Пока нормально»
Идеальный роман воспитания для сегодняшних подростков. Действие происходит в конце 1960-х, но динамика повествования, искренность главного героя, количество событий на квадратный метр текста — вполне современные. Возможно, иногда акценты слишком черные или белые и все плохие люди слишком легко перевоспитываются, но это не режет глаз, скорее ощущается прохладным подорожником на разбитой коленке.
Восьмикласснику Дугу в жизни не слишком повезло: отец-абьюзер, невозможность защитить любимую маму, непрекращающаяся бедность, старшие братья, один из которых — во Вьетнаме, второй — начинающий преступник, да еще и «подарок от папы» на двенадцатилетие — позорная татуировка во всю спину. Неудивительно, что школу Дуг воспринимает просто как возможность скоротать время подальше от дома и большего от нее не ждет. Но лишь пока судьбе не вздумается наконец вмешаться и прийти на помощь. Семья переезжает в новый город, Дуг идет в новую школу, встречает девочку с очень красивыми глазами и впервые в жизни попадает в библиотеку. И вдруг оказывается, что мир к нему добр: в жизни появляется целый хоровод новых знакомых, открытий, учителей. И Дуг учится — то одному, то другому.
Книгу можно читать и взрослым — для возрождения веры в добро, в прекрасных учителей и в то, что все будет хорошо.
«Фиалки цветут зимой»
Маргерит в автокатастрофе потеряла мать и теперь ненавидит весь мир, включая отца, которого винит в случившемся, и включая себя саму — за компанию. В школе она больше не видит смысла и учится на автомате, как придется. Наверное, ее мир так бы и катился под гору, беспросветный и безрадостный, если бы не практика в доме престарелых, куда Маргерит отправляют с курсов сиделок.
В доме престарелых она не только получит новую профессию, но и познакомится с человеком, который станет для нее спасением, главным учителем и на некоторое время смыслом жизни. Этот человек — старушка Виолетт: она, как и Маргерит, оказалась в доме престарелых не по своей воле, как и Маргерит, не понимает, зачем жить дальше, и тоже не собирается больше ни за что сражаться. Разве что за то, чтобы еще раз повидаться со своим старым котом. Виолетт многому научит Маргерит, а Маргерит — Виолетт. И от кота, понятно, тоже будет много пользы.
«Сварить медведя»
Саамский мальчик попадает в ученики к пастору, который обучает его ботанике, грамоте, молитвам и вообще — жизни. Очередной роман воспитания, показывающий, как меняется мироощущение юного героя и как образование постепенно превращает его в другого человека. Но жанр для романа выбран необычный — это детектив с элементами исторической прозы: проповедник, поборник распространения грамотности среди саамов, известный ботаник Лестадиус существовал на самом деле.
Сюжет романа непростой, атмосфера — по-скандинавски мрачная, преступление и его расследование — пробирающие до мурашек, но при этом центральным мотивом книги остаются отношения ученик — учитель. Благодаря им мрак безграмотной жизни в саамской деревне не беспросветен и в повествовании брезжат тепло, надежда и вера. А эпизод крещения выводит отношения героев на новый, чуть ли не библейский уровень. Пастор Лестадиус не просто дает мальчику знания и обучает всему, что умеет сам, но и дарит ему имя, а вместе с именем — душу и право на вечную жизнь.
Vita Nostra
Vita Nostra — это, с одной стороны, погружение в обычную студенческую жизнь с ее внезапно надвигающимися сессиями, недосданными хвостами, разгулом в общаге, романами и бессонными ночами, а с другой — фантастическое (а значит, не имеющее физических границ и рамок) исследование самого понятия образования. Как далеко может зайти человек обучающийся, насколько глубоко он в состоянии нырнуть в учебу, чем готов пожертвовать и что меняется в нем безвозвратно, когда он принимает решение во что бы то ни стало получить образование?
Саша Самохина, окончив школу, рассчитывала поступить в престижный университет, но так сложилось, что ее зачислили в никому не известный институт Специальных Технологий, и Саша не в силах это изменить.
Чему будут учиться героиня романа и ее однокурсники? Чему-то непостижимому, но чрезвычайно важному. И институт полностью поглотит, подчинит себе Сашу. Обычная жизнь, обыкновенные люди, включая родную семью, останутся где-то за пределами новых знаний и умений. «Да так бывает в любом вузе!» — скажете вы. А вот и нет. В этой книге учеба серьезнее, чем можно вообразить.
«Словно мы злодеи»
Еще одна книга о глубоком погружении в учебу. Персонажи психологического триллера М. Л. Рио — студенты театральной академии, однокурсники, чья учеба полностью построена на работе с творчеством Шекспира.
Актерские учебные заведения — особый, не похожий на другие вид студенческих сообществ. Слишком сильны страсти, слишком велика близость между участниками, слишком жестока конкуренция, слишком размыты границы реальности и игры. А уж если к этому добавить еще и Шекспира… Герои романа настолько увлекаются изучением его текстов, что трагедии начинают происходить с ними в реальной жизни.
Учебный процесс становится непростым, студенческие секреты — страшными, и кажется, что героям в их стремлении постичь шекспировскую драматургию удается прорваться в иные сферы — туда, куда невозможно попасть, не заглянув за край, не соврав, не совершив преступления и не испачкавшись в крови.