Сомневающийся, добрый, злой: как стать хорошим родителем для дошкольника

Дошкольный возраст — этап, когда закладывается фундамент личности, наиболее активно развивается речь, память, мышление, воображение. Человек исследует свои психические функции и постепенно учится ими управлять, получает опыт общения и начинает что-либо делать самостоятельно. Первая общественная среда, в которой оказывается ребенок, — семейная. Поступки родителей, их взаимоотношения, реакции на те или иные события становятся образцом для подражания, лекалом для формирования поведенческих привычек.
Роль семьи на этом этапе трудно переоценить, однако многим это все-таки удается. Родители зачастую живут с убеждением, что каждый их поступок, решение или фраза могут принципиально повлиять на будущее ребенка, изменить его судьбу. Склонность преувеличивать свою роль в жизни детей называется родительским детерминизмом. Подверженные ему люди несут колоссальный груз: они стремятся не только взвешивать каждое свое слово и шаг в процессе воспитания, но и создавать вокруг ребенка идеальную развивающую среду, исключать любые негативные воздействия. Постоянный контроль утомителен и для взрослых, и для самого ребенка, который неизбежно ощущает их напряжение.
Как же стать хорошим родителем для дошкольника? Как найти оптимальный баланс между ответственностью и интуитивными решениями, стратегией и спонтанностью? Наконец, по каким критериям следует оценивать отцовскую и материнскую успешность? По хорошему настроению ребенка? По степени его самостоятельности? А может, мерилом родительских достижений в дошкольный период должны стать академические и жизненные успехи ребенка в будущем? Отсутствие ясного ориентира добавляет взрослым неуверенности и заставляет сомневаться в правильности своих методов воспитания. Все чаще в поле зрения исследователей попадают родительский стресс и родительское выгорание.
Сегодня многие не находят опоры в воспитательных практиках, принятых у предыдущих поколений, поскольку считают их неэффективными. Людям приходится искать собственный путь, ориентируясь на тот опыт, который они успели наработать, и советы экспертов, порой противоречивые или даже взаимоисключающие. Впрочем, есть несколько универсальных базовых рекомендаций, не идущих вразрез ни с одной из современных авторитетных точек зрения на воспитание детей.
Верьте в себя. Исследования подтверждают, что одна из основ успешного воспитания — самоэффективность родителя, то есть вера в то, что он справляется с родительскими обязанностями и задачами. Однако именно самоэффективность страдает у современных людей, особенно тех, кто имеет высокий уровень образования и широкий кругозор, часто изучает публикации специалистов по детской психологии и находит несоответствия с методами воспитания, которые выбрал он сам. Укреплять уверенность в себе помогает одобрение со стороны окружающих. Если его источников не хватает, родители могут поддерживать друг друга.
Положительная оценка значимого окружения — лишь один из факторов самоэффективности. Исследователи называют и другие способы ее развить: менять отношение к собственному родительскому опыту (поверить, что родитель — главный эксперт по воспитанию своего ребенка); наблюдать за тем, как другие родители справляются со сложностями; получать от родительства яркие позитивные эмоции. Эти варианты основаны на классификации факторов самоэффективности, которые предложил канадско-американский психолог Альберт Бандура.
Не пытайтесь сверять каждую свою идею с педагогической теорией. Безусловно, педагогическое и психологическое просвещение необходимо и полезно. Однако, важно обращаться к экспертным рекомендациям только по мере необходимости, потому что они не универсальны и не учитывают особенности каждого конкретного ребенка. Уникальный опыт родителя и его интуиция имеет не меньшее значение для принятия верных решений.
Относитесь к ребенку как к личности, поддерживайте его психологическое благополучие. Одна из задач родителей — помочь ребенку удовлетворить три базовые человеческие потребности: в чувствах компетентности (уверенности в своих способностях), автономии (возможности проявить свободную волю) и родства (общности, близости). Для этого стоит поощрять желание ребенка проявлять инициативу, демонстрировать ему эмоциональное принятие и не стыдить за поступки. Одновременно нужно структурировать жизнь ребенка при помощи немногочисленных, но устойчивых и понятных правил и ограничений.
Родителям дошкольников я рекомендовала бы несколько книг, которые не только дают советы по воспитанию детей раннего возраста и учат чутко относиться к изменяющимся потребностям ребенка, но и помогают укрепить веру в собственные силы.
«Я не понимаю своего ребенка. Книга для родителей о детях от 0 до 6 лет»
Эта книга рассказывает — без излишнего упрощения, но доступно и понятно — о причинах «плохого поведения» детей дошкольного возраста. В ней объясняются причины детских капризов и непослушания, а также разбираются распространенные детские страхи. Каждая проблема анализируется на реальных примерах: специалисты рассматривают их с учетом стадий психического развития ребенка и отвечают на часто задаваемые вопросы. В конце каждой главы есть памятка для родителей, которая содержит основные выводы и ключевые тезисы по теме.
«Профессия — мама. Как справляться с детскими кризисами и родительским выгоранием»
По словам самого автора, эта книга отличается от многих других фокусом внимания, который смещен с обсуждения потребностей ребенка на его отношения с мамой и саму маму. Во вводной части автор предлагает вспомнить фразу «Кислородную маску сначала надеваем на себя, а лишь затем на ребенка» и обратить внимание на матерей и их эмоции: разобраться, как удовлетворять взрослые потребности без ущерба детским, и заботиться о себе, не выходя из родительской роли. В книге достаточно и другой полезной информации: практических рекомендаций по воспитанию, преодолению детских кризисов; советов, как справиться с детской агрессией, наладить отношения между старшими и младшими детьми. Но главное — книга помогает понять и принять свои чувства по отношению к материнству, найти место для собственных переживаний и потребностей, поверить в себя.
«Профессия — папа. Как быть осознанным родителем и сохранять баланс в семье»
Молодых отцов часто незаслуженно обходят вниманием авторы книг и статей о проблемах родительства. Однако отцам приходится прилагать не меньше усилий, чем матерям, чтобы гармонично взаимодействовать с ребенком, сохранять равновесие между дружескими отношениями и воспитательным процессом. Книга раскрывает тему отцовства с разных и дополняющих друг друга сторон. В ней осмысливается историческая роль мужчины в семье и исследуется современное отцовство. Автор рассказывает папам, как ухаживать за малышом с первых дней жизни, как поддерживать связь с ним, и поднимает другие острые вопросы: чем отцовство отличается от материнства? почему с появлением ребенка меняются отношения в браке?
«Шипы родительской любви. Понять поступки родителей и дать себе все, что недополучил в детстве»
Книга будет полезна всем, кто хочет разобраться в своих детских травмах, понять, какое место в жизни занимает потребность в родительском принятии и как выстроить с родителями здоровые отношения в любом возрасте. Автор затрагивает тему связи родительского воспитания с чрезмерной самокритичностью, непониманием собственных эмоциональных потребностей, сложностями с самоконтролем и установлением границ и др. Сначала читатель знакомится с теоретической информацией, потом — с историями реальных людей. Наконец, получает практические рекомендации по преодолению каждой из затронутых автором проблем. Проанализировав собственные переживания, связанные с детством, и освободившись от внутренних конфликтов, родители дошкольников смогут более осознанно строить отношения с детьми, понимать их эмоции и особенности поведения, а также применять воспитательные практики, которые раньше казались им неприемлемыми по личным причинам.
«Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
В одной из самых популярных книг о воспитании известный российский психолог, педагог и публицист рассматривает этапы психологического развития ребенка через призму детско-родительских отношений. Автор анализирует различные типы привязанностей и предлагает практические советы по созданию здоровой поддерживающей среды для воспитания. Книга помогает лучше понять потребности ребенка и наладить с ним доверительные отношения.
«Материнство: новые дискурсы, проблемы, практики»
Монография, ориентированная на широкий круг читателей, посвящена проблемам родительства, современным подходам к материнству и их обсуждению в общественном поле. Основное внимание авторы уделяют развитию уверенности родителей в собственных силах — самоэффективности. Кроме того, они говорят о трансформации семейного уклада, критическом отношении к традиционным практикам воспитания и стремлении современных матерей подходить к нему с научной точки зрения.
«Как помочь дошкольникам и младшим школьникам стать самостоятельными: методические рекомендации для родителей»
Пособие знакомит родителей с полезными практиками и приемами, которые помогают воспитать уверенного в себе человека, способного справляться с внешними вызовами и самостоятельно строить свою жизнь. Рекомендации авторов основаны на исследованиях, проведенных в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ, и направлены на развитие у ребенка навыков самостоятельности и автономии.