Образование для взрослых: три шага к успеху
Университет перестал быть финальной точкой образовательного маршрута, теперь он скорее закладывает фундамент для последующего обучения. Как правильно подойти к планированию и организации учебы, если студенческие годы позади, а потребность в новых навыках никуда не делась? Чему обучаться в первую очередь? Как не утратить мотивацию на пути к желанной цели? Разбираемся вместе с экспертами.
Зачем взрослым образование
Поступая на программы дополнительного образования, некоторые стремятся получить новую профессию и радикально изменить свою жизнь. Другие ищут способ развить компетенции для продвижения по карьерной лестнице. А кто-то вдохновляется идеей проявить скрытые таланты или просто обогатить свой внутренний мир.
Независимо от цели, решившиеся на непрерывное обучение взрослые инвестируют в свое будущее благополучие. Ученые доказали, что образование оказывает существенное влияние на продолжительность жизни и уровень активности в преклонном возрасте. Чем дольше учится человек и чем выше его когнитивная нагрузка на протяжении жизни, тем ниже риск развития старческой деменции, болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний. «Мозг — это не просто орган, который работает, пока мы живы, а сложнейшая система, которая требует постоянной тренировки. Если вы не даете мозгу работы, он начнет деградировать. Осваивайте новый язык, изучайте новые области — это все поддерживает его в тонусе», — советует нейробиолог Татьяна Черниговская.
Трудности на пути
Взрослым не так просто найти время на обучение: перед ними встает множество задач, связанных с работой и семьей. У взрослого человека, в отличие от ребенка, нет обязательства учиться, и образование становится исключительно личным выбором. Вся ответственность за организацию процесса также ложится на плечи обучающегося: нужно определить наиболее перспективные направления, найти подходящую программу, организовать жизнь так, чтобы в ней нашлось место учебе, сохранить мотивацию на протяжении всего курса.
К перечисленным нередко добавляются психологические трудности. Бывает, что годы, проведенные вне учебной среды, рождают неуверенность: «А смогу ли я учиться? Не поздно ли начинать?» Часто возникают сомнения и страхи, спровоцированные неудачным опытом: «Учеба всегда мне давалась тяжело», «У меня недостаточно способностей». Но эти преграды — лишь стереотипы, преодолеть которые можно, если подойти к задаче системно. Для любого человека, независимо от возраста, образование может стать источником вдохновения и радости, путем к мечте, которая еще недавно казалась недосягаемой.
Три шага к эффективному обучению
Шаг 1. Определить направление
Первый шаг к успешному обучению — это осознанный выбор направления. Представьте себе улучшенную версию самого себя — человека, которым вы хотели бы стать. Каких личностных и профессиональных навыков вам не хватает, чтобы приблизиться к идеалу? Что мешает эффективнее работать? Что делает вас счастливым, что вдохновляет? Какую деятельность вы могли бы выполнять часами, забыв обо всем? Ответы на эти вопросы — подсказки, которые помогут понять, на что обратить внимание.
По мнению Ильи Обабкова, директора Института радиоэлектроники и информационных технологий — РТФ Уральского федерального университета, взрослые учатся, чтобы достичь одной из двух целей: компенсировать дефицит навыков или получить удовольствие. Тем, кто стремится к первой цели, он рекомендует обратить внимание на развитие цифровых навыков: «В скором времени всем, кто не обладает базовой цифровой грамотностью, придется нелегко. Если вы хотите быть востребованным, придется научиться уверенно пользоваться ИТ-решениями, которые необходимы в вашей профессиональной области: офисным пакетом, позволяющим управлять сложными документами, электронным документооборотом, облачными хранилищами, специальными программами отрасли».
Кроме того, Илья Обабков советует изучить принципы работы сквозных цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные, робототехника и др. Поняв, как они применяются и какие у них ограничения, можно повысить качество принимаемых решений. «Какие задачи в вашей сфере умеет решать искусственный интеллект? Какие не умеет? А когда научится? Насколько хорошо? Зная ответы на эти вопросы, вы сможете оценить, не вводят ли вас в заблуждение, предлагая очередной цифровой инструмент для повышения эффективности», — объясняет Обабков.
Практическая польза для работы — не единственный аспект, которому важно уделить внимание при планировании обучения. Дополнительное образование может стать источником эмоциональной поддержки и психологического комфорта. «Хороший способ справиться с выгоранием — пойти на программы обучения, которые ориентированы на другую предметную область и отличаются от вашей повседневной работы темпом или форматом. Это поможет переключить внимание», — рассказывает директор Школы образования Тюменского государственного университета Ульяна Раведовская.
При выборе направления необходимо ориентироваться на собственные цели и интересы. Если опираться на популярные тренды, не соотнося их со своими реальными потребностями, есть риск утратить мотивацию прежде, чем обучение начнет приносить плоды. О ценности саморефлексии и самопознания говорит тьютор и автор телеграм-канала «Учусь как умею» Лина Адамаускене: «Важно учиться мыслить самостоятельно и опираться на собственные умозаключения, а не принимать на веру слова экспертов. Только так можно стать профессионалом, развить в себе любопытство и избежать выгорания, вызванного необходимостью изучать что-то просто ради прокачки навыков».
Шаг 2. Осмыслить собственный образовательный опыт
Метанавыки — это набор умений, которые помогают человеку учиться. Например, осваивая иностранный язык, мы не только развиваем способность писать, читать и говорить на нем, но и приобретаем более универсальный навык — эффективно изучать новые языки. Благодаря накопленному опыту, метанавыки у взрослых развиты лучше, чем у детей, поэтому способность к обучению в зрелом возрасте ничуть не ниже, чем в подростковом и юношеском. При этом взрослые, чтобы достичь результата в учебе, должны учитывать свои когнитивные способности.
Прежде чем приступать к получению новых знаний, стоит оглянуться назад. Каков ваш предыдущий образовательный опыт? Что помогало усваивать информацию, а что мешало? Возможно, вы легко обучались в диалоге с преподавателем или, наоборот, предпочитали уединение и самостоятельную работу. Осознайте, каковы ваши сильные стороны: может быть, вы умеете структурно мыслить или находите творческие подходы к решению задач. Эти метанавыки — инструмент, который позволит вам учиться эффективно.
«Человек обладает огромными стратегическими ресурсами — ресурсами мышления. Я считаю, что на результат обучения в большей степени влияют не профессиональные компетенции, а особенности человека: наблюдательность, готовность менять мнение и позицию, любознательность, воля и, наконец, фантазия. Сейчас ТюмГУ исследует вопросы образования для взрослых как раз в этом ракурсе», — рассказывает эксперт в сфере трансформации образования, руководитель программы развития ТюмГУ Надежда Федорова.
При создании программ для взрослых на базе Тюменского государственного университета специалисты оценивают, насколько развиты полезные метанавыки у учеников, помогают им выявить свои сильные стороны и развить недостающие компетенции. Эксперты программы в формате фикшн-практики для управленцев выделяют три ключевых механизма, определяющих успешность обучения: память, внимание и воображение. «Память — это способность не просто запоминать новую информацию, но и рефлексировать. Анализ собственного опыта может дать ключ к пониманию того, что вас мотивирует и помогает достигать образовательных целей. Также важно осознавать, от чего зависит ваше внимание, какие способы сконцентрироваться вы освоили и в каких ситуациях отвлекаетесь. Ну а воображение влияет на мотивацию: именно оно позволяет представить себе желаемый результат и позитивные изменения, которые произойдут в случае достижения поставленной цели», — объясняет автор курса Надежда Федорова.
Шаг 3. Создать условия, которые помогут поддержать мотивацию
Мотивация — это топливо, без которого не добраться до финиша. Чтобы ее сохранить, следует начать с главного: сформулировать цель. Важно, чтобы она была не только яркой, но и конкретной и измеримой. Например, намерение освоить графический дизайн желательно дополнить деталями: что именно вы хотите уметь и как будете применять приобретенные навыки. Это сделает образ будущего более живым и вдохновляющим.
Когда цель сформулирована, необходимо выделить этапы на пути к желаемому результату. «Нужно с пониманием отнестись к тому, что изменения не произойдут мгновенно. Важно распределить свою мотивацию так, чтобы ее хватило до конца обучения, иначе возникнет риск все бросить на полпути. Стоит научиться регистрировать свой прогресс. Масштабные цели — поменять мир, реализовать большой проект — прекрасные драйверы в жизни, но зачастую контрпродуктивные. Если цель требует длительной работы, без промежуточных точек измерить прогресс будет сложно. Поэтому большую, великую цель полезно декомпозировать с учетом того, чего можно достичь за месяц, полгода, год: прочитать сто книг, познакомиться с десятью людьми, опубликовать статью. Именно это помогает эффективно двигаться вперед», — рассказывает Дарья Гриц, директор по цифровизации образования МФТИ.
Эксперты также рекомендуют сформировать группу поддержки. Стоит поделиться планами с близкими, найти единомышленников в учебном коллективе или онлайн-сообществе. Огромную роль в обучении может сыграть опытный наставник. «В образовании поддержка — важный элемент. Учеба после большого перерыва — это выход из зоны комфорта и стресс. Существует большое количество инструментов и практик, позволяющих определить интересы, цели и приоритеты, сформулировать запрос, разработать персональную стратегию. Но, даже когда вы все спланировали, определили цель, разбили ее на составные части и собрали учебный план, реальность может подкинуть трудностей. Из-за них люди порой бросают обучение. И здесь работа с тьютором способна стать палочкой-выручалочкой», — говорит руководитель Центра тьюторского сопровождения ТюмГУ Андрей Русаков.
При планировании обучения необходимо тщательно оценивать качество образовательных программ. Чтобы не сомневаться в том, что оно отвечает самым высоким стандартам, стоит обратить внимание на экспертные программы, предлагаемые ведущими российскими университетами. Современные вузы достаточно открыты и могут стать безопасным «третьим местом» — пространством за пределами дома и офиса, где можно получить поддержку и реализовать потребность в саморазвитии. Университетские программы дополнительного образования дают не только новые знания, но и возможность выстроить полезные связи с близкими по духу и уровню знаний людьми.
Учеба во взрослом возрасте — это путешествие, которое требует смелости, решимости и веры в себя. Отправившись в него, вы постепенно обретете не только знания, но и уверенность в том, что способны на большее. Помните: ваш потенциал безграничен, а обучение — это ключ, который открывает двери на пути к любым достижениям.