К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Первый смартфон ребенка: выбор, настройка и навыки цифровой гигиены

Фото: katemangostar, Freepik
Фото: katemangostar, Freepik
Выбрать первый гаджет для ребенка непросто, привить ему навыки полезного и безопасного использования устройства — еще сложней. Рассказываем, на что следует обратить внимание, обучая детей взаимодействию с первым смартфоном

По данным исследования «Лаборатории Касперского», собственный смартфон есть у 53% дошкольников, у 89% учеников начальной школы и почти у каждого подростка старше 11 лет. Рассказываем, на что следует обратить внимание при выборе гаджета, как его правильно настроить и обучить ребенка безопасно им пользоваться. 

Выбор смартфона

У каждой семьи есть свои критерии выбора детского смартфона: родители учитывают собственные предпочтения, финансовые возможности и опыт использования устройств. Очевидно, что главная функция детского телефона — обеспечивать связь с близкими, поэтому многие, выбирая первый аппарат для ребенка, ищут максимально простые и недорогие модели. Вот на что еще следует обратить внимание:

  1. Возможность установки необходимого ПО. Нужно убедиться, что телефон поддерживает установку программ из официальных магазинов приложений. Даже если скачивать игры и мессенджеры для ребенка родители пока не планируют, электронный дневник, родительский контроль, развивающие приложения ему точно потребуются.
  2. Функция определения местоположения. Модуль геолокации необходим, чтобы определять и с помощью специальных программ узнавать местонахождение ребенка в любой момент времени.
  3. Емкость аккумулятора. Чтобы ребенок не остался без связи, желательно выбирать модели с батареей, которая обеспечивает работу смартфона без подзарядки в течение хотя бы суток.
  4. Операционная система. Лучше остановиться на устройстве, использующем ту же операционную систему, что и родительские телефоны. Это облегчит процесс настройки, кроме того, родителям проще будет обучить ребенка пользоваться аппаратом.
  5. Камера. Хотя качество камеры — не основной критерий для детского смартфона, все же она должна позволять достаточно четко сфотографировать, к примеру, обложку учебника и совершить видеозвонок.
  6. Объем памяти. Назвать точное число ГБ, достаточное для первого телефона ребенка, довольно сложно. Многое зависит от возраста будущего владельца, его вовлеченности во взаимодействие с цифровым контентом. Ученику начальных классов может с избытком хватить 8 ГБ, а старшим школьникам, которым нужно больше приложений для учебы, общения и игр, лучше подобрать модели с большим объемом встроенной памяти и/или слотом для дополнительной карты. 

Если выбор модели телефона родители оставляют за собой, ребенка можно привлечь к покупке сопутствующих аксессуаров: чехла, наушников, защитного стекла, зарядного устройства. К тому же владелец может принять участие в выборе телефонного номера — большинство операторов предоставляют такую возможность. Можно попытаться вместе найти номер, похожий на принадлежащий одному из родителей. Так ребенку будет проще запомнить и ту, и другую комбинацию цифр.

Настройка: с чего начать

После покупки телефона важно обучить ребенка пользоваться базовыми функциями аппарата: показать, как звонить и отправлять сообщения, выходить в интернет, делать фото и снимать видео, делиться геопозицией.

Необходимо завести ребенку адрес электронной почты. Так будет проще активировать профиль в смартфоне, скачать приложения и подключить сервисы, которые будут использоваться в дальнейшем. Затем можно установить все необходимое: мессенджеры, карты, программы для обучения, общения, прослушивания аудиокниг и музыки, просмотра видео, мобильные игры, подходящие по возрасту, и т. д. В магазинах приложений часто встречаются подборки вроде «Топ-10 игр для детей», облегчающие выбор. Желательно, чтобы на начальном этапе все приложения проходили родительское одобрение, пока взрослые не решат, что ребенок готов осознанно выбирать программы и устанавливать их самостоятельно.

Обеспечение безопасности

Не менее важно уделить внимание вопросам безопасности: показать ребенку, как установить ПИН-код для разблокировки устройства или настроить вход по отпечатку пальца, создать в нужных сервисах аккаунты с надежными паролями.

Пароли. Первый ПИН-код следует установить вместе, чтобы помочь ребенку выбрать комбинацию цифр, которую он точно запомнит. Можно использовать, например, сочетание памятной даты и адреса (номера дома, квартиры, этажа и т. д.).

Пароли к почтовому ящику и личным кабинетам различных сервисов должны быть сложными и уникальными: в идеале включать в себя не менее 12 знаков, в том числе заглавные и строчные буквы, цифры и спецсимволы. Риск взлома существенно снижается, когда для каждого аккаунта создан уникальный пароль. Запомнить случайную комбинацию, разумеется, сложно, поэтому можно использовать в качестве пароля строчку, скажем, из любимой песни, набранную в английской раскладке. Если в социальной сети или мессенджере есть возможность подключить двухфакторную аутентификацию при входе, не стоит этим пренебрегать.

Когда паролей становится слишком много, можно задействовать специальные программы — менеджеры паролей. Они не только генерируют сложные комбинации символов, но и автоматически подставляют их в личных кабинетах сервисов. Хорошо, если у родителей будут храниться пароли от всех аккаунтов ребенка — по крайней мере до тех пор, пока он окончательно не освоится.

Настройки конфиденциальности. Родителям стоит заранее позаботиться о настройках конфиденциальности в мессенджерах и социальных сетях, если ребенок решил завести там аккаунт: следует ограничить круг лиц, которые могут писать ребенку личные сообщения или приглашать в группы, просматривать его страницы в соцсетях, фото и другую личную информацию. Можно заблокировать доступ к странице всем пользователям, которых нет у ребенка в друзьях, и объяснить, почему принимать запросы на добавление стоит только от тех, кого ребенок знает лично.

Родительский контроль и детский режим. В сервисах, которые предназначены не только для детей, но и для взрослых, часто есть возможность активировать детский режим или создать детский аккаунт. Это помогает ограничить доступ ребенка к контенту, не подходящему ему по возрасту, и избежать онлайн-угроз.

Также можно воспользоваться программой родительского контроля: ее нужно установить на устройствах ребенка и родителей. Такие программы помогают дистанционно контролировать детскую онлайн-активность. Родители получают возможность блокировать нежелательный контент и установку приложений, ограничивать доступ к определенным категориям сайтов, например связанным с азартными играми, следить за временем, которое ребенок проводит с гаджетом: можно установить лимит, за рамки которого он не сможет выйти. При необходимости ребенок может отправить запрос на увеличение этого лимита. Помимо этого, родители могут отслеживать местоположение устройства и уровень заряда его батареи, что становится особенно актуально, когда ребенок начинает добираться до школы самостоятельно.

Профилактика зависимости от смартфона

Дети склонны злоупотреблять использованием гаджетов. Исследование «Лаборатории Касперского», упомянутое выше, показывает, что большинство школьников старше семи лет (82%) проводят в интернете более часа в день. Многие родители считают это проблемой и опасаются негативного влияния на учебу и здоровье ребенка. 63% стараются контролировать и ограничивать время, проводимое детьми в интернете.

Школы, со своей стороны, тоже регулируют использование электронных устройств, руководствуясь нормами СанПиН. За исключением критических ситуаций, учащимся запрещено доставать мобильные телефоны во время уроков. Однако вне школьных стен контроль за тем, как и сколько дети пользуются гаджетами, целиком ложится на плечи родителей.

Как правило, чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит с телефоном. Дети любого возраста часто берут гаджет в руки, ожидая родителей, например, после уроков или в магазине. 40–50% подростков включают смартфоны за едой, в туалете, на прогулке.

Чтобы избежать недопонимания и обид, нужно установить правила использования устройства и не отступать от них. Важно не забывать, что дети нуждаются в четких указаниях, понятных и справедливых. Жесткие запреты могут восприниматься как наказание, поэтому необходимо открыто обсуждать причины введения ограничений. Необходимо, чтобы ребенок осознал: владение смартфоном накладывает на него определенные обязательства. Родители тоже должны следовать установленным нормам, чтобы этот «кодекс» воспринимался всерьез.

Свод правил может выглядеть следующим образом.

Не доставать гаджеты во время еды. Общение за столом должно быть приоритетным для всех членов семьи. Если взрослые запрещают детям пользоваться телефонами за совместным приемом пищи, а сами продолжают это делать, их поведение сводит на нет любые разговоры о том, как вредно много времени проводить за мобильными играми и в интернете.

Отключать устройство за час до сна, чтобы дать глазам и мозгу отдохнуть от цифрового контента.

Не брать гаджет в руки, пока не выполнены домашние обязанности, будь то уроки, прогулка с собакой или уборка комнаты. Взаимодействие с цифровым контентом не должно вытеснять жизнь в реальном мире. Родителям следует показывать на собственном примере, как важно соблюдать этот баланс.

Не публиковать персональные данные в интернете. Необходимо объяснить ребенку, что в интернете нельзя публиковать личные данные, свои и родителей, включая адреса, номера телефонов, места работы и прочее. Также запрещено публично делиться геолокацией.

При разумном использовании гаджеты дают широкие возможности для обучения и развития ребенка. В интернете хватает качественного образовательного контента, платформ для изучения иностранных языков, приложений для творчества и занятий спортом. Идеальный вариант — исследовать эти возможности вместе с детьми, помогая им находить интересные материалы.

Полезные цифровые привычки

Чтобы использование смартфона было безопасным, важно с самого начала формировать у ребенка правильные цифровые привычки.

Скачивание приложений, фильмов или музыки. Ребенку нужно объяснить, что приложения и другой софт следует загружать исключительно из официальных магазинов либо с сайтов разработчиков. Файлы, скачиваемые с пиратских ресурсов, несут высокий риск заражения устройства вредоносным ПО. Пока ребенок только учится пользоваться гаджетом, каждую новую программу следует устанавливать после совместного обсуждения.

Перед скачиванием приложений необходимо проверять, каких разрешений они требуют и нет ли среди них очевидно лишних: например, онлайн-игре в шахматы вряд ли необходим доступ к геопозиции смартфона — это повод насторожиться и отдать предпочтение другой игре.

Проверка и установка обновлений. Регулярное обновление приложений — основа цифровой гигиены. Разработчики закрывают бреши в защите от кибератак, устраняют ошибки, улучшают интерфейс. Ребенок должен знать, как реагировать на уведомления о доступных обновлениях и как их устанавливать.

Подписки. Детей полезно приучить следить за своими подписками на различные сервисы для игр, редактирования фото и видео и др. Хотя бы потому, что, если вовремя не отменить подписку, по завершении пробного периода с карты спишутся деньги. Для удобного управления подписками существуют программы-менеджеры, которые можно установить и освоить.

Переход по ссылкам. Задача родителей — оградить детей от фишинга, то есть попыток обманным путем выведать личные данные пользователей через сообщения, содержащие вредоносные ссылки. Необходимо разъяснить детям, почему нельзя переходить по непроверенным ссылкам, в том числе из посланий в мессенджерах и писем, пришедших на электронную почту, а также оставлять личную или платежную информацию на сомнительных ресурсах, поддаваться на угрозы и эмоциональное давление. Также детей следует предостеречь от участия в щедрых акциях и схемах легкого заработка. Сразу же удалять подозрительные сообщения и письма — полезная цифровая привычка.

Главное, что нужно донести до ребенка: смартфон — это не игрушка, а инструмент, требующий ответственного подхода к использованию. Необходимо обсуждать с ребенком, как правильно пользоваться устройством, предупреждать о возможных опасностях, рассказывать о методах защиты. Важно, чтобы ребенок чувствовал: в любой сложной ситуации он может обратиться за помощью к родителям. Это существенно снизит потенциальные риски. Проявляя интерес и уважение к интернет-увлечениям детей, родители смогут создать комфортную атмосферу для развития первых навыков цифровой грамотности и гигиены. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+