В Великобритании все больше детей переходят на домашнее обучение из-за тревожности
В Великобритании пандемия COVID-19 способствовала росту числа школьников, обучающихся на дому. Уже в 2020/21 учебном году, после того как режим изоляции был снят и учебные заведения снова открыли свои двери, около 50 000 семей решили оставить детей дома до летних каникул. В 2022/23 учебном году вне школы обучалось уже на 60% больше человек, чем в последний доковидный год. И даже сейчас, спустя несколько лет после окончания пандемии, популярность домашнего обучения не снижается.
Обычно родители переводят детей на домашнее обучение по идеологическим или религиозным причинам. В последнее время, однако, как утверждают эксперты, три четверти британских детей, обучающихся дома, не посещают школу потому, что она не отвечает их особым физическим и психическим потребностям.
Самой распространенной причиной перехода на домашнее обучение родители называют детскую тревожность. Ее могут вызывать разные факторы: расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания, буллинг со стороны одноклассников, увеличение академической нагрузки. Зачастую дети, которые хорошо учатся в младших классах, при переходе в среднюю школу испытывают сильный стресс. Даже если они справляются с учебой и хорошо себя ведут, сама мысль о школе способна вызвать у них паническую атаку, нарушение сна и аппетита. В таких случаях некоторые родители договариваются с администрацией учебного заведения о том, чтобы разработать для ребенка индивидуальный график посещений, и обеспечивают ему необходимую медицинскую помощь. Однако это удается далеко не всем. Чтобы решить проблему, часть родителей переводит ребенка на домашнее обучение. Для семьи это серьезное испытание, особенно если оба родителя работают и не могут взять на себя роль педагогов.
Домашнее обучение в стране разрешено, но законодательно практически не регулируется. Теоретически органы управления образованием могут проверять, получает ли ребенок, не посещающий школу, знания по программе. Однако на практике у местных властей не хватает ресурсов, чтобы контролировать каждую семью и разбираться, почему дети не ходят в школу и нужна ли им поддержка. Последние отчеты показывают, что государство не имеет представления о причинах, по которым 40% обучающихся дома отказались от посещения школы. Известны случаи, когда власти в течение полутора лет не интересовались ребенком, находящимся на домашнем обучении.
Бывшая уполномоченная по правам детей, основательница центра помощи уязвимым группам несовершеннолетних Энн Лонгфилд убеждена, что правительство должно обратить пристальное внимание на проблему оттока детей из школ и создать национальный реестр обучающихся на дому. Власти поддержали ее инициативу еще в 2019 году, однако конкретных шагов до сих пор не предприняли. Сейчас обсуждается законопроект, который обяжет локальные органы управления вести такие реестры.
В ожидании государственных мер запускаются локальные проекты. Например, один из городов Англии увеличил финансирование образовательного центра местной больницы, в котором дети с нарушениями психического здоровья проходят школьную программу при поддержке тьюторов и имеют возможность подключаться к онлайн-трансляциям уроков, чтобы не терять контакт с учителями и одноклассниками. «Ситуация настолько критическая, что, если бы мы не приняли меры немедленно, многие из этих детей вообще не получили бы образования», — утверждает Ник Ли, представитель горсовета.
Сейчас в Великобритании проходит реформа школьных инспекций, одна из задач которой — соблюсти интересы уязвимых и социально незащищенных групп учащихся и требования инклюзивности. Но перемены требуют времени. Пока же все больше детей отказываются ходить в школу или сталкиваются с трудностями при освоении программы.