Дислексия, дисграфия, дизорфография: краткий справочник для родителей
Хотя о дислексии сегодня говорят все чаще, а количество поисковых запросов с этим словом выросло в несколько раз, исследования показывают, что россияне в целом плохо осведомлены об этом явлении. Опрос, который в 2019 году Ассоциация родителей детей с дислексией провела при участии 2516 граждан 18–60 лет и 32 406 педагогов, выявил, что лишь 17% населения страны понимает, что такое «дислексия». 61% не знают о проблеме вообще ничего, 22% слышали термин, но не могут объяснить его смысл.
Дислексия, дисграфия, дизорфография: краткий справочник для родителей
Не только дислексия
В публичном непрофессиональном поле термин «дислексия» используется для определения проблем, связанных с освоением чтения, письма, а порой и математических навыков — то есть знаковых систем в целом. Дислексиками называют детей, которым трудно воспринимать любые знаки: от букв и цифр до нотной грамоты.
Такое понимание близко к зарубежной трактовке термина. Почему оно прижилось, понятно: удобно иметь одно название для ряда сходных проблем, которые обычно сочетаются, а значит, могут встречаться у одного ребенка. Однако родителям, которые должны помогать детям преодолеть трудности в обучении, важно понять смысл, который вкладывают в этот термин специалисты.
В России в профессиональной среде под дислексией понимают трудности в овладении чтением. То есть если логопед говорит, что у ребенка дислексия, он имеет в виду, что существует проблема с качеством чтения: темпом, корректностью или пониманием прочитанного.
Описывая трудности освоения письма, специалист может употребить два термина: «дисграфия» и «дизорфография». Термин «дисграфия» старше, поэтому так иногда называют любое расстройство формирования письма. В последние 30 лет слово «дизорфография» тоже стало широко применяться, что привело к использованию двух терминов в узком, совершенно определенном контексте.
Дисграфия — трудность освоения графики, одного из разделов науки о языке. Это самый первый изучаемый в школе раздел. В нем описано соотношение букв и их звукового значения. Когда ребенок осваивает азбуку, он знакомится с тем, как передавать звуки буквами. Если слышишь звук [с], надо писать букву «с» или «з», но никак не «м». Пропускать буквы нельзя, переставлять местами тоже. Казалось бы, все элементарно. Но ребенок с дисграфией во 2-м, 3-м и даже 5-м классе пишет так, будто не знает этих простых вещей.
Проблема не в том, что ребенок не может запомнить, какой буквой обозначается звук (хотя поначалу это тоже бывает трудно), а в самом процессе письма. Порой звукобуквенные отношения не получается верно передать потому, что нарушено внимание: ребенок отвлекается и пропускает букву. Иногда смешение букв происходит из-за двигательных проблем: хочется написать «п», а получается «р», поскольку образы букв похожи и ребенок их плохо различает.
Дизорфография — трудность овладения орфографическим письмом. Имеются в виду многочисленные правила и непроверяемые орфограммы, которые мы изучаем если не всю жизнь, то по крайней мере 11 лет учебы в школе. Русская орфография довольно сложная, но на каждой ступени обучения ожидается некий уровень освоения орфографического навыка. Например, мы понимаем, что в 3-м классе ребенок не напишет «ана» вместо «она» и не сделает 25 орфографических ошибок в типовом диктанте.
Знает школьник правила или они все перепутались в его голове, не столь важно: бывает и то, и другое. Важен результат — если он не может писать орфографически верно, у него, скорее всего, дизорфография.
Наличие разных терминов объясняется практическими нуждами, возникающими в конкретной языковой системе. Писать по-русски сложнее, чем читать. Отношения между звуком и буквой легко декодируются, но трудно кодируются. Например, увидев слово «вода», юный читатель быстро находит близкое фонетическое слово [вада] и понимает, о чем речь. А вот в обратную сторону сложнее. Надо не прочитать то, что правильно написал кто-то другой, а кодировать звучание самостоятельно. И тут приходится быстро соображать, как правильно: «вада» или «вода». Кроме того, в русском языке много длинных слов, поэтому и писать в соответствии с правилами графики тоже непросто — попробуй не потеряй по дороге пару-тройку букв, например в слове «существительное» или «повествовательное».
Овладевающие русской грамотой школьники чаще имеют нарушения письма, чем чтения, а дизорфография встречается чаще дисграфии. И все эти случаи необходимо разделять.
Как поставить диагноз
Многие случаи, в которых ребенок не справляется со школьной программой, можно назвать нарушениями письма и чтения. В частности, они могут возникать из-за внешних факторов (например, неадекватной системы обучения) или внутренних: нарушений слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности. Прежде чем говорить о дислексии, дисграфии и дизорфографии, специалист исключит влияние этих факторов и одновременно убедится, что присутствуют характерные симптомы, или критерии данных расстройств.
Диагностические критерии дислексии
1. Плохая техника чтения: низкая скорость и/или некорректность чтения.
- Скорость. Если ребенок читает медленнее соседа по парте, можно ли это считать дислексией? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно измерить скорость чтения — дать текст, засечь время чтения вслух, сравнить с пороговыми значениями. Но не с теми, которые есть в школьной программе (это ожидаемый уровень достижений), а с теми, которые были получены при апробации диагностических процедур в области трудностей обучения. Чтобы определить эти пороговые значения, специалисты давали сотням детей прочесть один и тот же текст. Затем среди чтецов выделяли около 10–15% тех, кто показал самые низкие результаты. Эти результаты — для каждого возраста свои — и составляют критические значения скорости чтения, которые могут указывать на дислексию.
Специалист при обследовании ребенка, скорее всего, будет использовать не любой, а стандартный текст из апробированной методики и сравнивать результаты именно с ее шкалой оценки. Это важно, поскольку разные тексты читаются с разной скоростью: многое зависит от артикуляционных, лексических, грамматических элементов конкретного текста.
Тем не менее приведем приблизительные пороговые значения скорости чтения для начальной школы. Если ребенок читает медленнее, нужно обращаться к специалисту.
- Корректность. Многие полагают, что ошибки при чтении — основной симптом дислексии. Это не совсем так — во всяком случае для русского языка. Дети, читающие по-русски, обычно много ошибок не допускают. Поэтому можно столкнуться с ситуацией, когда ребенок читает почти без ошибок, но крайне медленно. Есть, конечно, и случаи, когда ошибок действительно много. Чаще всего это ошибки угадывания.
2. Плохое понимание прочитанного.
Между техникой чтения и пониманием текста есть объяснимая связь. Если ребенок читает медленно, с трудом соединяет слоги в слова, ему не удается удержать в памяти то, что он прочитал. Процесс чтения оказывается настолько ресурсоемким, что не упустить смысл просто невозможно.
Степень выраженности трудностей подобного рода бывает разной. Она зависит и от индивидуальных особенностей, и от стажа чтения. Например, один ребенок может упустить незначительные детали, другой — вообще не понять прочитанного. В целом чем хуже техника чтения, тем меньше возможностей для осмысления текста. Но бывают исключения. Специалисты видели и детей, читающих побуквенно и пересказывающих прочитанное практически дословно, и школьников с беглым, но механическим чтением, которые совершенно не понимают текст.
Диагностические критерии дисграфии
- Ошибок много. Определить, что ребенок допускает большое количество ошибок в письменных работах, можно прежде всего по отметке. Учителя обычно ставят двойку, если находят в работе пять или более ошибок. «Или более» означает что угодно: текст может содержать 60 ошибок, а может оказаться вообще нечитаемым. Степень дисграфии бывает разной.
- Ошибки стойкие. Дисграфия — стойкое нарушение письма. Это означает не то, что ребенок повторяет одни и те же ошибки, а то, что он допускает много ошибок всегда, вне зависимости от учебной или личной ситуации. Чтобы убедиться, что нарушение стойкое, нужно изучить письменные работы ребенка за продолжительное время, например за пару месяцев. Одного диктанта недостаточно.
- Ошибки носят специфический характер. Дисграфия связана с особым типом ошибок, вызванных тем, что ребенок не может писать в соответствии с правилами графики. Он пишет «Паня» вместо Таня, «делка» вместо белка. От слова «собака» остаются одни согласные, а буква «с» пишется зеркально. Ошибки кажутся глупыми, сделанными по невнимательности: трудно представить себе, что школьник не усвоил таких простых вещей. Однако «не усвоил» и «не освоил» — не одно и то же. Он может знать, как следует отображать тот или иной звук, но в процессе письма реализовать свое знание не в состоянии. Дисграфические ошибки — это ошибки не на сложные орфографические правила, а на простой перевод звуков в буквы по правилам графики.
Диагностические критерии дизорфографии
Критерии диагностики в данном случае те же, что для дисграфии: первые два пункта полностью совпадают, а в третьем различается характер ошибок. В данном случае ребенок ошибается в орфограммах на изученные правила. Может он воспроизвести правило или нет — не столь важно. Главное, что по программе оно изучалось, но школьник не может его применять. В итоге он допускает много орфографических ошибок и получает двойку за диктант.
Трудности в обучении обычно связаны с нейробиологическими особенностями ребенка. Природа не обещала, что к семи годам все будут готовы писать и читать. Эти навыки базируются на разных психологических составляющих. Надо обладать хорошей речью, развитой моторикой, вниманием и самоконтролем и т. д. Зачастую младшим школьникам чего-то из этого не хватает. Поэтому важна грамотная диагностика. Выявить проблемы помогают логопед, психолог, нейропсихолог — они же выстраивают программу помощи с учетом слабых и сильных сторон психического развития ребенка.
Как помочь ребенку с проблемами в обучении. Пять последовательных шагов
- Обратиться к специалистам. Неуспеваемость по русскому языку, чтению, математике — повод обратиться за помощью к логопеду и психологу. Рекомендация для этого не требуется, можно самим инициировать обследование. Если пройти диагностику советует учитель, к нему стоит прислушаться, чтобы не упустить время.
- Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Это можно сделать во всех государственных центрах оказания психологической помощи. В Москве записаться можно через сайт mos.ru. Цель — добиться обучения по адаптированной программе. Это общеобразовательная программа, аттестат ребенок получит самый обыкновенный, без каких-либо пометок.
- Передать решение ПМПК в школу. После этого ребенку назначат пять часов дополнительных занятий с логопедом и психологом в неделю — причем на всей ступени обучения (в младшей или средней школе). Это большой объем помощи, его финансируют отдельно. Для семьи такая поддержка бесплатна.
- Обсудить со школой особые условия текущей аттестации. Особые условия положены ребенку, который обучается по адаптированной программе. В ней, например, указано, что три дисграфические ошибки оцениваются как одна. Возможны и другие поблажки, которые снизят психологическое давление, связанное с плохими отметками.
- Рассмотреть возможность сдать в 9-м классе особый экзамен. Если ситуация тяжелая и проблема с письмом и чтением сохраняется в средней школе, необходимо обсудить со специалистами возможность сдавать в 9-м классе особый экзамен. Это не ОГЭ, а ГВЭ-9 — государственный выпускной экзамен. Он проще, все материалы для подготовки к нему есть на сайте ФИПИ. Баллов не будет, но аттестат ребенок получит. Дальнейшее профессиональное образование для него открыто.