Зумеры, миллениалы и иксеры выбирают работодателей по разным критериям
В последнее время исследователи уделяют большое внимание различиям в подходах к работе у представителей разных поколений: иксеров (1965–1980 годы рождения), миллениалов (1980–1995 годы рождения) и зумеров (1995 год и позднее). Онлайн-школы Skillfactory и Skillbox совместно с консалтинговой компанией «Акселератор возможностей» при поддержке сервиса маркетинговых исследований Anketolog.ru изучили, как различаются ценности сотрудников трех возрастных категорий. В опросе участвовало более 2400 человек старше 18 лет — работников и работодателей — из всех федеральных округов России.
Более половины опрошенных работодателей (55%) утверждают, что успешно нанимают сотрудников разных поколений, знают и учитывают их потребности. 73% предлагают гибкий график, 55% — удаленный формат работы, 63% поддерживают идею условий труда, адаптированных для сотрудников разного возраста. Не считают индивидуальный подход целесообразным лишь 18%. Усилия работодателей не проходят даром: 41% всех групп опрошенных отмечает некоторые, а 19% — серьезные позитивные изменения в условиях труда за последнее время.
64% работодателей убеждены: чтобы повысить эффективность персонала, надо прежде всего предлагать достойную зарплату. Другие факторы, влияющие на производительность труда, назывались значительно реже: карьерный рост — в 36% случаев, возможность перейти на удаленку — в 29%, условия для поддержания баланса работы и личной жизни — в 18%.
Действительно ли для соискателей при выборе компании высокая зарплата так важна, как полагают работодатели? Для сотрудников-миллениалов — да. Среди них обнаружился самый высокий процент респондентов, считающих достойную оплату труда ключевым критерием привлекательности работодателя, — 26%. Поколение Х больше финансовой отдачи ценит стабильность и надежность компании (15%), а поколение зумеров — сохранение баланса между работой и личной жизнью (17%).
Для молодежи критически важно работать удаленно: такой вариант выбрали 63% опрошенных зумеров. Еще 32% предпочитают гибридный формат, ежедневно приходить в офис хотят только 2%. Миллениалы согласны и на удаленку (46%), и на гибрид (42%). Иксеры более консервативны: 45% выступают за гибридный режим, 36% — за работу из дома. При выборе компании гибкий график они ценят больше возможности трудиться вне офиса (13% против 10%).
Баланс между работой и отдыхом, который 57% всех респондентов определили как достаточное время на досуг и личные дела, значим для всех поколений, однако условия, при которых этот баланс будет соблюдаться, оказались неодинаковыми для респондентов из разных возрастных групп. Зумеры связывают его с удаленным режимом работы (18%) и четким разделением рабочего и личного времени (16%). Именно эта категория опрошенных чаще других полностью отключается от служебных дел во время отпуска (41% против средних 32%). Перерабатывать готовы лишь 33% зумеров, при этом ради работы в компании мечты они в 46% случаев способны пожертвовать гибким графиком.
Для миллениалов баланс — это отсутствие переработок (15%) и гибкий график (13%). При этом 40% из них в принципе не против трудиться больше положенного, но пожертвовать удобным расписанием рабочих часов могут только 30%.
Иксеры также видят баланс между работой и личной жизнью в гибком графике (20%), а еще в возможности уйти в отпуск, если возникает такая потребность (14%). Работать сверхурочно или пожертвовать гибким графиком могли бы 37%.
Также исследование выявило специфику реакции более молодого поколения на стресс. Зумеры чаще других групп респондентов переживают из-за неясных задач и изменчивых требований: 33% против 25% миллениалов и 24% иксеров. Отсутствие обратной связи от руководства нервирует 14% зумеров (миллениалов и иксеров 6 и 8% соответственно). Среди значимых ценностей зумеров — соблюдение личных границ, они важны для 13% опрошенных. Для сравнения: высокую зарплату упомянули 15%, возможности карьерного роста — 14% участников опроса этой возрастной категории. Также зумеры ценят экологичность коммуникации (9%). Исследователи подчеркивают, что работодателям стоит обратить особое внимание на потребности молодых сотрудников в четком уважительном общении и поддержке.