Чтобы помочь детям лучше усваивать материал, школы экспериментируют с разными условиями обучения. В одних странах дети осваивают программу примерно за 2000 учебных дней, в других на это уходит более 2500, в одних пребывание в школе отнимает не более пяти часов в день, в других — половину суток.
День за днем
Портал Healthnews решил выяснить, сколько времени дети проводят в школах разных стран. Исследователи сравнили продолжительность учебного года и количество лет обучения в США и европейских государствах. Разница оказалась впечатляющей.
Самое большое количество учебных дней — 2600 — обнаружилось в Италии, где школьное образование длится на 13 лет. Короче всего учеба в Бельгии, где программа, рассчитанная на 12 классов, укладывается в 1896 дней. Таким образом, разница в продолжительности общего образования странах Европы превышает 37%. При этом во многих бельгийских школах среда — неполный день: уроки заканчиваются уже к полудню, чтобы дети могли отдохнуть в середине недели.
Помимо Бельгии, в список государств с наименьшим числом учебных дней вошли Ирландия (1939 дней), Кипр (1995), Франция (1998) и Португалия (2076), в число стран с наибольшим, кроме Италии, — Исландия (2520), Чехия (2509), Словакия, Великобритания и Норвегия (по 2470). Американские школьники в среднем учатся 2160 дней — столько же, сколько турецкие и австрийские.
Не по дням, а по часам
Расписание в школах многие годы отвечало запросам индустриального общества: родителям было удобно провожать детей на занятия перед работой, а, вернувшись домой, помогать с уроками. Сегодня, когда восьмичасовой рабочий день на производстве или в офисе перестал быть стандартом, привычное школьное расписание теряет свою актуальность. В США, например, некоторые учебные заведения уже перешли на четырехдневную неделю, при этом одни из них сократили учебный день, а другие, наоборот, удлинили.
Дети в разных странах мира проводят в школе разное количество часов: в Финляндии, регулярно входящей в число лидеров по качеству образования, — около пяти, в США в среднем шесть с половиной, в Чили — до восьми. Отдельные учебные заведения устраивают длительные перерывы между уроками. Скажем, в Китае обеденный перерыв может длиться более полутора часов: в это время дети имеют возможность поспать, поиграть, посетить кружки и секции. В Кении на внеучебный познавательный досуг школы выделяют полтора часа после основных занятий.
В сентябре 2023 года, столкнувшись с постпандемийным сокращением числа учащихся, одно из общеобразовательных учреждений Нью-Йорка перешло на 12-часовой рабочий день. Записавшиеся на продленный формат обучения дети — примерно половина всех учеников — стали приходить в школу в семь утра, за полтора часа до начала уроков. После окончания учебы они оставались в школе — обедали, посещали дополнительные занятия или выполняли домашнюю работу под присмотром педагогов. Родители оказались довольны нововведением: они отметили, что дети стали лучше высыпаться, больше общаться с семьей и отдыхать, — и попросили продлить эксперимент.
Британское министерство образования рекомендовало школам установить 12-часовой учебный день еще в 2014 году. Ведомство рассчитывало, что это поможет уравнять качество образования в платных и бесплатных учебных заведениях, повысить успеваемость детей из неблагополучных семей, а также привлечь школьников в полезные для их будущей карьеры кружки — например, дискуссионные клубы. Некоторые школы последовали рекомендации министерства и ввели продленку. Результаты оказались впечатляющими: ученики стали посещать дополнительные занятия и успешно выполнять домашние задания в классе — в спокойной атмосфере, без отвлекающих факторов, при поддержке учителя.
По российскому времени
Если посчитать продолжительность обучения в российских общеобразовательных школах по методологии, которую использовал портал Healthnews, окажется, что у школьников в стране очень мало свободного времени. Несмотря на то, что общее образование в России рассчитано на 11 классов, что на два меньше, чем в Италии, лидирующей по продолжительности школьного образования среди европейских стран, за отведенное время дети успевают провести в школе 1865 дней.
Учебная нагрузка, согласно действующим нормам, распределяется так: при пятидневке первоклассники проводят в школе не более 21 академического часа в неделю (четыре урока ежедневно, в один из дней недели допустимо пять — за счет физкультуры), ученики других начальных классов — не более 26 часов. В 5–7-х классах — не более семи уроков ежедневно, в 8–11-х — не более восьми (и не более 34 академических часов в неделю).
Что касается групп продленного дня, то они в нашей стране появились в 1960-м году. Обычно на продленке дети оставались в школе до пяти–шести часов вечера. В одних школах программа пребывания после уроков включала в себя обед или полдник, прогулку и выполнение домашних заданий, в других — дополнительные занятия, культурно-досуговые мероприятия, например походы в кино или просмотр диафильмов. В разные годы дети могли оставаться в школе после уроков бесплатно или за небольшие деньги.
Сегодня решение о том, нужна ли продленка и как долго она будет работать в течение дня, принимает сама школа с учетом мнения родителей. Согласно рекомендациям Минпросвещения, продолжительность работы таких групп может составлять от пяти с половиной до восьми часов, но закрываться они должны не позднее восьми вечера. На продленке дети готовятся к урокам, занимаются физкультурой или творчеством, посещают разнообразные мероприятия. За эту услугу с родителей взимается плата, которая может быть снижена за счет дополнительного финансирования со стороны региональных властей.