Вызовы современности
Мы живем в то время, когда старые подходы уже не работают, а новые еще не выстроены. Мир в хаосе. С одной стороны, это порождает страх: куда двигаться дальше и как адаптироваться к изменениям? С другой — открывает много новых возможностей. Но воспользоваться ими сумеет не каждый.
«Многие предприниматели адаптировались к текущей ситуации, но теперь перед ними стоит другой вызов: нужно масштабировать бизнес. Новое время требует новых решений и нестандартного мышления», — считает Executive & Team coach INSEAD, ментор ICF, коуч программы «Вызов сильных» СберУниверситета Михаил Стависский. Эту мысль развивает доктор психологических наук, титулярный член Парижского психоаналитического общества, заведующий кафедрой НИУ ВШЭ, тренер бизнес-школы INSEAD, преподаватель программы «Вызов сильных» Андрей Россохин. Он утверждает, что «сегодня нужно чувствовать себя гибким, научиться жить в состоянии неопределенности и наслаждаться этим».
Наслаждаться жизнью в неопределенности непросто. Высокая тревожность и неуверенность в завтрашнем дне — постоянные спутники многих руководителей и собственников бизнеса. Им нужно принимать решения, от которых зависит судьба компании, быть в курсе всех трендов и на шаг опережать конкурентов. Это требует не только профессиональных компетенций, но и невероятной эмоциональной устойчивости.
Необходимость постоянно меняться и соответствовать стандартам, внешнее давление и усталость приводят к выгоранию. Оно может выражаться по-разному: одним больше не интересно дело жизни, другие утрачивают энергию, третьи оказываются в тупике и ищут ответы на нетривиальные вопросы: как снова почувствовать вкус к жизни? куда двигаться дальше? где искать опору для дальнейшей работы?
По мнению экспертов, чтобы сохранять равновесие в такой ситуации, нужно в первую очередь научиться понимать себя, найти внутреннее «я», ответить себе на вопросы: как я отношусь к этим процессам? чего боюсь? что мне нравится и что меня увлекает? Поиск наблюдающего «я» помогает разобраться в себе и направить бизнес в нужное русло. «Необходимо понять свои страхи и тревоги, найти смысл и цели, а также выйти из состояния выгорания», — объясняет Михаил Стависский.
Поиск новых смыслов
Искать и менять себя — сложно, а в некоторых случаях трансформация становится настоящим вызовом. Те, кто осознал потребность в личностных переменах, должны иметь смелость и внутренние ресурсы, чтобы встать на непростой путь самопознания.
Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор РАО, научный руководитель Академии потенциала человека СберУниверситета, объясняет сложность этого пути: «Индивидуальность существует только в особом пространстве: в потоке взаимоотношений с другими людьми и с миром культуры. Смысловой опорой являются те ценности, ради которых мы выбираем свой жизненный путь. Ценности же рождаются в общении со «значимыми другими». Развитие человека происходит только в содействии с людьми, а не в воздействии на них. Именно в содействии можно найти свое «я». При этом таких «я» может быть несколько, они даже могут противоречить друг другу».
О важности и сложности человеческих взаимоотношений говорит и Михаил Стависский: «Одна из серьезных проблем в бизнесе, с которой мы сталкиваемся, — дефицит смыслов, люди часто не могут ответить на вопросы: зачем им зарабатывать еще больше денег, зачем покупать еще одну машину? Очень часто в стремлении заработать мы забываем о человечности. А если об этом вспомнят люди бизнеса, то они обязательно найдут ту опору и смыслы, которые ищут. Счастье надо научиться получать не из гедонизма, а из содействия».
Вызов сильных
По наблюдениям Андрея Россохина, еще 10 лет назад бизнес вообще не думал о психологии и коучинге, однако изменения, происходящие в мире, начали выводить из строя не только людей, но и целые организации. Это серьезно изменило сознание предпринимателей и сформировало спрос на психологию в бизнесе.
«В СберУниверситете мы взаимодействуем с топ-менеджерами крупных российских компаний. И все чаще встает вопрос, почему одни руководители эффективно используют полученные знания и преобразуют их в навыки, а другие продолжают следовать своим исходным паттернам поведения, порой даже неосознанно противясь переменам. Возможно, привычные подходы к развитию человека под конкретную роль нуждаются в пересмотре: перед корпоративным обучением стоят задачи совершенно иного порядка, требующие других инструментов и решений, — объясняет Анастасия Лаврентьева, директор проектов Академии лидерства СберУниверситета. — Как помочь человеку справиться с внутренними ограничениями и конфликтами, дать ему возможность разобраться в себе и начать использовать ранее недоступные формы мышления, контакта с другими и с самим собой, иначе реагировать на стресс и неопределенность? Отвечая на эти вопросы, мы и создали программу «Вызов сильных».
Программа «Вызов сильных» разработана СберУниверситетом и НИУ ВШЭ. В ее основе лежит психоаналитический подход к исследованию себя, дающий глубинное понимание неосознаваемых человеком процессов, которые определяют поведение, мышление и эмоции.
«Мы создали программу, которая помогает успешным, состоявшимся лидерам пройти путь самопознания, исследования себя, своей жизни, своего окружения. Она позволяет увидеть собственные возможности и ограничения, понять, как, с кем и в каком направлении двигаться дальше, чтобы не переживать непростое время, а проживать его с интересом и удовольствием, — рассказывает академический директор программы «Вызов сильных» Тамара Гурулева. — Наша программа впервые в России связала бизнес и глубинную психологию. В программе задействованы ведущие эксперты: в сфере экономики — Александр Аузан, психологии — Александр Асмолов и Андрей Россохин, нейрофизиологии — Татьяна Черниговская и Александр Каплан, образования — Алексей Комиссаров. Мы обеспечили синергию бизнеса, психологии, образования, современной науки».
Программа состоит из трех модулей. Первый посвящен самопознанию, ретроспективе жизненного пути, выявлению ограничивающих убеждений. На втором слушатели определяют направления для необходимых и желаемых изменений в себе и своем окружении. На третьем — осваивают технологии личного стратегирования как способа систематизации знаний о себе.