Одолжить или взять в долг: какие ошибки раздражают россиян
Платформа «Дзен» и портал «Грамота.ру» опросили более 1200 человек, чтобы узнать, важна ли для них грамотная речь и как они реагируют на ошибки собеседников.
Как показало исследование, россияне считают, что говорить без ошибок важно в основном в деловых ситуациях. Больше половины опрошенных (52%) заявили, что грамотно выражать свои мысли вслух необходимо на работе и на собеседовании при трудоустройстве (51%), а писать — при заполнении важных документов (50%). 45% респондентов назвали правильную речь одним из условий успешной сдачи экзаменов. Среди событий личной жизни участники исследования выделили первое свидание: по мнению 21% опрошенных грамотная речь способна впечатлить собеседника на романтической встрече.
Люди, которые замечают чужие недочеты в речи или на письме, как правило, предпочитают промолчать (29%). Из тех, кто не молчит, 31% корректирует только грубые ошибки, 16% исправляют что-то, только когда уверены в собственной правоте, а 5% — в любой ситуации, даже если не знают верного ответа. Не обращают внимания на ошибки только 5% россиян.
По словам респондентов, больше всего их раздражают недочеты в речи блогеров (такой ответ дали 60% участников опроса), государственных служащих (58%) и коллег (38%). Мириться с ошибками в речи родных не готовы только 12% россиян.
Лексические ошибки
Чужие недочеты в словоупотреблении время от времени (несколько раз в месяц) замечает 41% респондентов, почти каждый день — 16%, реже раза в месяц — 27%. Не слышат лексических ошибок только 16% россиян.
На вопрос о том, какие ошибки подобного рода они встречают чаще всего, участники опроса дали следующие ответы:
- использование слова «роспись» в значении «подпись» — 51%;
- использование слова «одолжить» в значении «взять в долг» — 44%;
- использование слова «априори» в значении «по умолчанию» — 29%;
- использование слова «аутентичный» в значении «самобытный» — 14%;
- использование слова «апробировать» в значении «попробовать» — 13%;
- использование слова «конгениальный» в значении «гениальный» 12%;
- использование слова «пафосный» в значении «богатый» — 11%;
- использование слова «одиозный» в значении «знаменитый» — 7%.
Чтобы узнать значение новых слов, россияне, как правило, пользуются поисковыми системами — такой ответ дали 82% опрошенных. Еще 13% обращаются за помощью к молодым друзьям, а 8% ищут ответы на специализированных контент-платформах. Лишь 3%, чтобы понять, что означает неологизм, открывают словари сленга.