«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» (Труд в его психическом и воспитательном значении // Журнал Министерства народного просвещения. №VII. Санкт-Петербург. 1860. С. 29).
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 — 1870 (1871)) — педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России
«Педагогия — не нянька, а утренний будильник: слово дано ей не для того, чтобы, укачивая чужого ребенка, усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую» (О нравственности и русской культуре / Писатели и люди искусства о В. О. Ключевском / составитель, автор вступительной статьи и примечаний Р. А. Киреева / Издание второе, исправленное и дополненное. Смоленск: Дрофа. 2006. С. 18).
Василий Осипович Ключевский (1841–1911) — историк, заслуженный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук
«Чем младше дети, тем больше значения имеет непосредственное участие педагога в воспитании навыков правильных эстетических восприятий и оценок. Необходимо добиваться, чтобы дети не только понимали то, что отображено в песне, в рассказе или картине, но и любили их и эмоционально, эстетически их переживали» (Сохраним то, что есть в детях / Составитель, автор предисловия М. Б. Зацепина. Москва: Карапуз. 2011. С. 92).
Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) — педагог-экспериментатор, основоположник российского дополнительного образования
Валентина Николаевна Шацкая (1882–1978) — педагог, академик Академии педагогических наук РСФСР, основоположник музыкально-эстетического воспитания в СССР
«Учитель не может учить только на основе программы и учебника. Повторяющий выглядит жалко. А вот способный заражать своей увлеченностью приводит в движение и душу, и мысль ученика» (Борис БИМ-БАД: «Хороший учитель больше уверен в ученике, чем в себе» / Вторая тетрадь. Школьное дело. Газета «Первое сентября», №6. 2008).
Борис Михайлович Бим-Бад (1941–2023) — педагог, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук