К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Педагоги о педагогах: 10 вдохновляющих цитат о призвании учителя

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Высказывания выдающихся педагогов — о работе преподавателя, воспитании и обучении детей

На протяжении веков деятели педагогической науки задаются множеством вопросов: какова роль преподавателя в обучении и воспитании детей и подростков; какие ценности необходимо им прививать; какие методы и подходы для этого использовать; как оценивать результаты своего труда и что вообще стоит за словом «учитель». Forbes Education отобрал 10 принадлежащих выдающимся педагогам высказываний, в которых даются ответы на эти и другие вопросы.

Freepik

«Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком» (Сердце отдаю детям / Издание четвертое. Киев: Радянська школа. 1973. С. 4).

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) — педагог-новатор, детский писатель, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук


«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию» (Избранные педагогические сочинения / Академия педагогических наук СССР. Москва: Педагогика. 1989. С. 1).

Лев Николаевич Толстой (1928–1910) — философ, писатель, педагог, член-корреспондент Императорской академии наук

Freepik

«Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы — и все из-за отсутствия уважения» (Педагогическая поэма. Москва: Педагогика. 1981. С. 97).

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) — один из ведущих педагогов ХХ века, писатель, автор системы воспитания трудных подростков


«Если педагог в школе не умеет управлять, он пропал; если же он умеет только управлять — пропали дети» (Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. Москва: Детская литература. 1987. С. 189).

Симон Львович Соловейчик (1930–1996) — публицист, педагог-новатор

Freepik

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» (Труд в его психическом и воспитательном значении // Журнал Министерства народного просвещения. №VII. Санкт-Петербург. 1860. С. 29).

Константин Дмитриевич Ушинский (1823 — 1870 (1871)) — педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России


«Педагогия — не нянька, а утренний будильник: слово дано ей не для того, чтобы, укачивая чужого ребенка, усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую» (О нравственности и русской культуре / Писатели и люди искусства о В. О. Ключевском / составитель, автор вступительной статьи и примечаний Р. А. Киреева / Издание второе, исправленное и дополненное. Смоленск: Дрофа. 2006. С. 18).

Василий Осипович Ключевский (1841–1911) — историк, заслуженный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук


«Чем младше дети, тем больше значения имеет непосредственное участие педагога в воспитании навыков правильных эстетических восприятий и оценок. Необходимо добиваться, чтобы дети не только понимали то, что отображено в песне, в рассказе или картине, но и любили их и эмоционально, эстетически их переживали» (Сохраним то, что есть в детях / Составитель, автор предисловия М. Б. Зацепина. Москва: Карапуз. 2011. С. 92).

Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) — педагог-экспериментатор, основоположник российского дополнительного образования

Валентина Николаевна Шацкая (1882–1978) — педагог, академик Академии педагогических наук РСФСР, основоположник музыкально-эстетического воспитания в СССР


«Учитель не может учить только на основе программы и учебника. Повторяющий выглядит жалко. А вот способный заражать своей увлеченностью приводит в движение и душу, и мысль ученика» (Борис БИМ-БАД: «Хороший учитель больше уверен в ученике, чем в себе» / Вторая тетрадь. Школьное дело. Газета «Первое сентября», №6. 2008).

Борис Михайлович Бим-Бад (1941–2023) — педагог, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук

Freepik

«Истинные педагоги не могут умереть, они только растворяются в тысячах юношей и девушек, превращая их в личности, в людей высоких целей с сердцами Данко» (Здравствуйте, дети! / Пособие для учителя / Автор предисловия А. В. Петровский. Москва: Просвещение. 1983. С. 10).

Шалва Александрович Амонашвили (род. 1931) — педагог, академик Российской академии образования, доктор психологических наук


«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» (Заметки о народном просвещении. Москва: Мультимедийное издательство Стрельбицкого. 2022. С. 65).

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) — ученый-энциклопедист, педагог-просветитель, Профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+