Знаменитые советские и российские педагоги: подборка Forbes Education

Педагогика как наука имеет многовековую историю. Сам термин пришел из греческого языка и буквально переводится как «детовождение». Труды древнегреческих философов содержали немало мыслей о том, какие принципы должны лежать в основе воспитания и обучения детей. Первая попытка создать систему теоретической педагогики, по мнению некоторых исследователей, принадлежит Платону. Его творчество пронизывает глубоко укоренившаяся в сознании людей того времени идея «пайдейи» — гармоничного телесного и духовного формирования, которое позволяет реализовать все способности и возможности человека.
В Древнем Риме педагогику ценили не меньше, чем в Греции. Цицерон, например, считал, что образование — это не только знания, но и умение пользоваться ими в течение всей жизни во благо самому себе и другим.
В начале XVII века английский философ Фрэнсис Бэкон опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором выделил педагогику в качестве отдельной отрасли научного знания. В середине XVII века чешский педагог Ян Амос Коменский, считающийся основоположником современной всеобщей системы обучения, то есть изучения всех предметов от математики до искусства, впервые ввел термин «дидактика» (от греч. didaktikos — «поучающий», теория образования и обучения).
В дальнейшем на образовательном небосклоне постоянно вспыхивали новые яркие звезды. В преддверии Дня учителя редакция Forbes Education вспомнила 10 советских и российских педагогов, оказавших существенное влияние на педагогическую науку.
Константин Дмитриевич Ушинский
Годы жизни: 1824–1871
Придавал огромное значение систематическому обучению и развитию логики учащихся. Считал основой образования его народность: верил, что у абстрактных идей и систем, заимствованных у других народов, нет воспитательной силы. Методической основой образования называл наглядность, а оптимальным способом подачи материала — диалог. Проводил демократические реформы в образовательной сфере: ратовал за обязательное образование для всех, независимо от сословия и пола, выступал против телесных наказаний и авторитаризма учителя.
По протекции императрицы Марии Александровны работал инспектором классов Смольного института. Добился там существенных преобразований: упразднил разделение на благородных и неблагородных девиц, сместил фокус обучения с механической зубрежки на развитие навыков учеников, открыл педагогические курсы, по окончании которых девушки могли получить профессию учителя, настоял на обучении на русском, а не на французском языке, ввел практику конференций и совещаний педагогов. При нем девочек впервые начали обучать естественным наукам.
Автор книг и статей, а также первых российских общедоступных и многократно переиздававшихся учебников для младших школьников «Родное слово» и «Детский мир. Хрестоматия».
Антон Семенович Макаренко
Годы жизни: 1888–1939
Создал педагогическую систему, основанную на идеях о воспитании в коллективе и через коллектив, воспитании трудовой деятельностью, воспитании в семье, воспитании в игре. По его замыслу руководитель должен управлять коллективом так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов. Руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Выступал против жесткой системы наказаний в школьной среде.
Автор множества произведений, в том числе знаменитой на весь мир «Педагогической поэмы», в которой описан личный опыт воспитания трудных подростков.
Лев Семенович Выготский
Годы жизни: 1896–1934
Считал, что обучение — это в первую очередь социальный процесс, который происходит при взаимодействии с сообществом и культурой. Среда, в которой воспитывается ребенок, влияет на то, что и как он думает.
Разработал и развил несколько педагогических принципов: обучение должно опережать развитие, а не догонять его; задача учителя — регулировать и организовывать развивающую среду; игры необходимо включать в процесс обучения; культурное развитие помогает ребенку сформироваться как личность. Заложил основы коррекционной педагогики: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать. Считал, что успехи и прогресс учеников нельзя определять только оценками.
Автор книг по психологии и педагогике: «Психология искусства», «Педагогическая психология», «Мышление и речь» и др.
Милица Васильевна Нечкина
Годы жизни: 1901–1985
Предложила модель перевернутого урока, в основе которой лежит самостоятельное изучение школьного материала и его дальнейшее обсуждение с преподавателем. Одна из основоположников советской исторической науки. Участвовала в подготовке первого и второго изданий Большой советской энциклопедии. Создала научную школу в области истории России XIX века.
Автор многих советских учебников по истории для средних и старших классов, а также учебника «Россия в XIX веке» для исторических факультетов университетов и пединститутов.
Даниил Борисович Эльконин
Годы жизни: 1904–1984
Вместе со своим учеником Василием Давыдовым разработал систему развивающего обучения, которая подразумевает активное участие ребенка в образовательном процессе и отход учителя на второй план: педагогу в этой методике отводится вспомогательная и направляющая роль. Основной формой обучения считал дискуссии и исследования. По его задумке ребенок на уроке должен учиться самостоятельно ставить цели и задачи, а затем экспериментальным или логическим путем искать ответы. Занятия на уроках при этом должны быть в основном групповыми.
Разработал эффективный метод обучения детей чтению, основанный на звуковом анализе слов, составил экспериментальные буквари.
Автор многих статей и книг, одна из которых — «Психология игры» — до сих пор остается базовой для детской психологии и педагогики.
Василий Александрович Сухомлинский
Годы жизни: 1918–1970
Работал директором школ, создал педагогическую систему, основанную на признании ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Разрабатывал и продвигал особый метод, позволяющий подталкивать детей к достижению успехов.
Ключевым принципом педагогической системы Сухомлинского принято считать радость познания. Педагог стремился научить детей любить науку, книги, школу, знания.
Написал более 600 статей и 65 книг, изданных на 53 языках мира. Среди них — «Сердце отдаю детям», «100 советов учителю» и «Родительская педагогика».
Софья Николаевна Лысенкова
Годы жизни: 1924–2012
Придумала и развила идею так называемого перспективно-опережающего обучения, при котором краткие основы темы даются ученикам до того, как начнется ее освоение по программе. Создала особые опорные схемы (объяснения тем, оформленные в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков), которые помогают без зубрежки усваивать информацию на занятиях. Констатировала, что эта идея помогает вовлечь в активную работу весь класс и развить самостоятельность и логику учеников. Сейчас эта методика используется во многих образовательных учреждениях. До последних дней жизни работала учителем.
Автор книг «Как учить маленьких. Я читаю, я считаю, я пишу», «Когда легко учиться», «Методом опережающего обучения».
Симон Львович Соловейчик
Годы жизни: 1930–1996
Заложил основы педагогики сотрудничества — научно-практического педагогического движения, в рамках которого воспитание рассматривается не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. Внутреннюю свободу считал основой нравственного и интеллектуального развития личности. Полагал, что главная цель обучения и воспитания ребенка — подготовить его к взрослой жизни и постепенно отделить от родителя, а главная ценность — развитие, как психическое, так и физическое. Публиковал материалы на общественные и семейные темы в крупнейших газетах СССР. Вел передачи на телевидении, руководил несколькими газетами. Основал издательский дом «Первое сентября».
Автор книг, в одной из которых — «Педагогика для всех» — изложены философские взгляды на цели, средства и условия воспитания детей.
Эдуард Дмитриевич Днепров
Годы жизни: 1936–2015
Во время перестройки яростно критиковал школьное образование. С 1988 по 1989 год руководил временным научно-исследовательским коллективом «Школа», созданным для разработки новой системы образования в стране. Будучи в 1990–1992 годы министром образования РСФСР, начал процесс демократизации обучения. В 1992 году, несмотря на сопротивление Верховного совета, добился принятия закона «Об образовании», который в педагогическом сообществе до сих пор называют эпохальным. В частности, закон впервые гарантировал свободу школы от идеологии и светский характер образования, разрешил открывать частные учебные заведения, закрепил финансовые обязательства государства перед образовательными организациями, ввел норму соотношения зарплаты педагогов и средней по промышленности.
Автор более 15 книг по истории педагогики.
Борис Михайлович Бим-Бад
Годы жизни: 1941–2023
Разработал в сотрудничестве с другими авторами теорию педагогической антропологии, согласно которой человек является и воспитуемым, и воспитателем одновременно. Считал, что ключевая обязанность педагога — научить ученика быть счастливым. Создал Российский открытый университет, преобразованный позже в Университет Российской академии образования. Был ведущим телеигры «Я знаю все!» на ТВ-6.
Автор хрестоматий, учебников, книг о воспитании детей.