Статус религиозных школ закрепят в законе об образовании
Председатель думского комитета по вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Тимофеева рассказала о новой инициативе депутатов и РПЦ. «Вместе с правовым управлением Патриархии мы разработали законопроект, направленный на дополнительную государственную поддержку религиозных общеобразовательных организаций. Считаем важным, чтобы эти школы получали государственную помощь в содержании и ремонте зданий, обеспечении питанием младших школьников», — заявила спикер на презентации учебника по обществознанию для православных гимназий.
Законопроект закрепляет понятие религиозной образовательной организации в законе об образовании, тем самым уравнивая государственные и религиозные школы в правах — в первую очередь, на господдержку. Чтобы обрести новый статус, школам потребуется аккредитация, которую они смогут получить в руководящем органе централизованной религиозной организации. По словам Ольги Тимофеевой, патриарх Кирилл лично направил письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой поддержать законопроект.
Директор Свято-Димитриевской православной общеобразовательной школы иерей Александр Лаврухин прокомментировал инициативу для Forbes Education: «Этот законопроект, насколько я понимаю, подразумевает выделение конфессиональных школ — не только православных — в отдельный вид образовательных учреждений. Смысл в том, чтобы дать этим школам возможность получать финансирование. Сейчас религиозные школы находятся в том же положении, что и частные. Государство выделяет на этих детей средства только по подушевому нормативу. Учебники, питание, ремонт помещений и их содержание, приобретение техники и т. д. — все это мы должны обеспечивать самостоятельно. В отличие от частных школ, куда учащиеся приходят за особыми условиями и их родители готовы за это платить, к нам обычно поступают дети из семей с невысоким уровнем достатка, в частности из многодетных. Основная причина — помимо общего, дать ребенку и религиозное образование. Родителям приходится искать средства, чтобы ребенок мог учиться в соответствии с убеждениями. В каком-то смысле получается, что плата за учебу — своего рода налог на веру. Насколько я понимаю, в законопроекте ставится вопрос именно об обеспечении государственной поддержки, ни о каком приравнивании религиозных школ к государственным речь не идет».
Пока неизвестно, предлагает ли документ решить вопрос о различии подхода к преподаванию в государственных и конфессиональных школах: материалистического в первых, религиозного — во вторых.
19 сентября, выступая на первом Всероссийском родительством собрании, помощник председателя правительства, экс-премьер Чечни Муслим Хучиев предложил министру просвещения Сергею Кравцову убрать теорию Дарвина из учебников как ошибочную, идущую вразрез с религией и вызывающую духовное разложение детей. Подобное предложение прозвучало не впервые: еще в 2019 году глава патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов призывал исключить теорию эволюции из школьной программы примерно по тем же причинам. На этот раз инициативу Муслима Хучиева поддержал председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи иерей Федор Лукьянов. Он заявил, что эволюционная теория изначально безнравственна и неоднократно подвергалась критике со стороны известных ученых — к примеру, одного из первооткрывателей пенициллина Эрнста Чейна, которого священник назвал последовательным критиком дарвинизма.
Иерей Александр Лаврухин: «Сейчас в православных школах, конечно, изучают теорию Дарвина, поскольку она входит в общеобразовательный стандарт. Другой вопрос, с какими комментариями мы ее преподаем: она не преподносится в качестве единственно верной, как на уроках биологии в обычных школах. Впрочем, дарвинизм не считается однозначным и с научной точки зрения. И, разумеется, теория эволюции имеет значение, поскольку является основой, на которой большинство ученых строит свои рассуждения о развитии жизни».
Россияне относятся к предложению отказаться от преподавания теории эволюции в школах по-разному. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в 2024 году, эту идею поддерживает только 30% россиян: преимущественно граждане старше 45 лет, сельские жители, а также те, кто исповедует ислам и верит в божественное происхождение человека. Против выступили 60% опрошенных — в основном молодежь до 45 лет, жители Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников и неверующие россияне.